«КАК СИМВОЛ НЕПРЕРЫВНОСТИ ВРЕМЁН»
Обзор конкурса «Салют Победы»
Дорогие друзья, ещё раз с праздником Великой Победы всех нас! И, конечно, поздравляю всех с завершением такого сложного и ответственного конкурса – «Салют Победы».
Действительно очень ответственно – писать на такую непростую и магистральную для нашей страны, нашего общества тему, как Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне. Писать тогда, когда уже столько прекрасных и бессмертных песен и стихов сложено о доблести Русской Армии, о тружениках тыла, о беспримерном героизме советских солдат, о непомерной цене этого всенародного, воистину великого праздника… Более того, писать в сложившейся современной обстановке специальной военной операции, когда на Россию вновь обрушивают тонны лжи и ненависти, в условиях информационных и военных нападений, терроризма, клеветнических перевёртышей и искажений действительности и искусственно возрождённого, вновь поднявшего голову нацизма.
Но вы – справились. Во-первых, огромное спасибо всем за вашу деятельную энергию, за то, что оказали такую мощную поддержку площадке своим участием! А во-вторых, в этот раз – как, впрочем, и всегда – в нашем конкурсном активе есть и большие авторские удачи, и блестящие поэтические находки, и моменты глубокого художественного осмысления истории. Может быть, не случилось большого поэтического открытия, какого-то особенно яркого озарения – но тут надо учитывать, что всё-таки конкурсное задание подразумевает определённые рамки, поэтому я бы не спешила огорчаться, а напротив радуюсь вашей активности, силе слова, твёрдости позиций. Спасибо вам за это, за ваш патриотизм, за ваш талант!
Итак, поговорим в этот раз только о стихах победителей. Ведь мы сегодня – о Победе!!!
Гран-при присуждено стихотворению Валентины Паевской «Календарный листок». Что же в нём такого особенного, почему именно оно оказалось столь убедительным для нашего конкурсного жюри, в котором собрались отнюдь не новички – напротив, люди с большим литературным опытом, а также с острым, натренированным профессиональным взглядом и интуицией? Однако «Календарный листок» абсолютно единогласно был оценён наилучшими баллами и выдвинут на самую высокую позицию. Написано стихотворение простым, понятным, почти обыденным языком – что создаёт достоверность картинки, приближает текст к каждому читателю. А эмоциональной силой обладают здесь не образы и не ряды метафор, но сам сюжет, вернее, ракурс, под которым автор рассматривает нынешнее празднование Дня Победы. Поскольку главным героем стихотворения является не победа, не война и даже не солдат, а вообще предмет неодушевлённый – простой календарный листок. Простой – да не совсем, ведь этот листок сохранился в чьём-то доме аж с того самого памятного дня, случившегося 80 лет тому назад, когда по всей нашей стране прогремели залпы победных салютов! И получается, что этот «неодушевлённый предмет» – практически живой свидетель эпохи, связующее звено между нами и нашими героическими предками, между поколениями и временами:
˂…˃ Неровные строчки чернил
Водой не размыв и не скомкав,
Бумажный листок сохранил,
Сумел донести до потомков.
Свидетель полученных ран
В сраженьях со сворою лютой,
Священной войны ветеран,
Безмолвный ровесник салюта,
Простой календарный листок –
Он стал для меня говорящим:
Немыслимый сделав рывок,
Былое связал с настоящим…
Акцентируя внимание на этом листке календаря, автор даёт возможность читателю вновь погрузиться в атмосферу событий прошлых лет и прочувствовать разницу между мирным и военным временем, ощутить вкус горькой и сладостной одновременно победы всей душой. Этот художественный приём, этот разворот угла зрения позволяет нам перенестись на 80 лет назад и пропустить все переживания через своё сердце. Выверенность каждого слова, каждого образа, внешняя скупость деталей при сжатой эмоциональной пружине внутри каждой фразы – стилистические особенности этого произведения. В том-то и сила авторской находки, красота замысла и точность его воплощения. Браво!
Стихотворение Юрия Сайфуллина «Камертон» по праву заняло первое почётное место. Высокая художественность отличает этот ёмкий и совсем не пространно написанный поэтический текст. В этом произведении мы тоже видим умело протянутую нить от прошлого – к настоящему, точное и меткое сопоставление двух войн – Великой Отечественной и нынешней СВО. Однако язык этого текста – иной. Он изобилует тонкими образами, пейзажными зарисовками, лирическими отступлениями, такими художественными приёмами, как рефрен, парадоксальность высказывания и анафора:
Туман над полем синеватый,
Вовсю черёмуха цветёт…
Чем дальше, дальше сорок пятый,
Тем ближе внукам этот год.
Земля опять в зелёно-белом.
У жизни есть ли где предел?
Чем дальше, дальше День Победы,
Тем ближе внукам этот день…
Война зловещими ветрами
Полощет их трёхцветный стяг,
А им ещё идти с боями
И брать бандеровский «рейхстаг»… ˂…˃
Такие вкрапления лирики в ткань гражданской поэзии помогают читателю глубже погрузиться в естественную атмосферу происходящего, раскрыть своё сердце навстречу авторскому замыслу. Прекрасна и центральная метафора всего стихотворения – образ камертона для современных поколений, под которым автор подразумевает подвиги наших дедов и прадедов, их волю к победе, их бесстрашие и самоотдачу в боях за советскую Родину. Более того, автор утверждает, что время только усиливает роль подвига наших солдат в борьбе с фашизмом, словно укрупняя детали в этом героическом прошлом и высвечивая самое главное. А значит, мы сегодня не можем сплоховать, подвести их, предать их память. И эта мысль автором выведена предельно убедительно и выразительно.
Всего одну сотую балла уступает стихотворение «Фронтовой треугольник» Людмилы Мехед нашему победителю! Здесь тоже – ставка на эмоциональную силу сюжетной линии, на взятый автором удачный ракурс, рассчитанный на умного и глубоко чувствующего читателя:
Женщина к груди своей прижала
Серый треугольник фронтовой.
Душу будто бы пронзило жало,
Тихо прошептала: «Он – живой!»
Руки материнские дрожали,
Бегали мурашки по спине.
Строчки сыном родненьким дышали:
«Скоро, мам, придёт конец войне!..
Гоним фрицев, не жалея жизни…
Хоть в боях потери нелегки,
Коль на верность поклялись Отчизне,
Бьёмся – и юнцы, и старики… ˂…˃
Высокая эмоциональность, передающаяся и читателю, в данном случае играет свою положительную, даже основополагающую роль. При такой сверхэекспрессивной авторской подаче текста, да ещё и от первого лица, читатель начинает ощущать чужую боль как свою, чужую судьбу – будто собственную жизнь. И это большая авторская удача!
Единственное что пожелала бы автору – стараться не дробить фразу, не перекидывать её частично на следующие строчки – это не очень хорошо ложится на слух, мешает восприятию: «Не волнуйся, мама, скоро дома // Будем… И Победа уж близка!» Строчка в любом случае читается как «Будем… И Победа уж близка!», то есть правильно воспринимается только в контексте, а сама по себе – никак. Можно было бы сделать, например, так – чтобы избежать такого дробления:
Не волнуйся, скоро будем дома.
Слышишь, мам? Победа уж близка!
Мы добьёмся полного разгрома,
Наступают по фронтам войска…
Так ведь гораздо лучше, поскольку в гражданской лирике более предпочтительны чёткая, точная разбивка, твёрдые, выстроенные, законченные формулировки.
Третье место – у стихотворения «А ведь это Победа, Победа!» Любови Зиминой. Это тем отраднее, если учитывать, что автор пришла к нам на конкурс впервые – и сразу такой успех! Очень поэтично, опосредованно благодаря образным перечислениям действий и событий автору удалось выразить и крайне колоритно донести до читателя такую важную мысль: в салюте Победы мы не только слышим радостные и счастливые нотки, но всякий раз неизбежно представляем себе те ужасы, те страшные сцены, те потери, которые несла война нашему народу, которые делают эту Победу «праздником со слезами на глазах»:
˂…˃ Только я в этом вихре победном
Разгляжу с безымянных высот,
Как в атаке дневной предпоследней
Все последние вышли вперёд;
Как свирепым огнём ослепило
Молодого солдата в боях,
Как сестричка его выносила
Из окопа на хрупких плечах;
Как в предутреннем штурме Берлина
Наши танки в атаку пошли;
Как под вечер торжественным клином
Полетели в туман журавли. ˂…˃
Замечательно написано стихотворение – просто и выразительно, легко и глубоко одновременно! И очень хороша концовка, в которой утверждается торжество света, надежды и любви:
В ярко-красных осколках эфира
Отразились те грозные дни…
Но в ликующем мае над миром
Пусть всё громче звенят соловьи!
Автор как бы говорит нам всем: смерти нет, впереди только счастливая жизнь, и как бы ни был путь к ней горек, эту жизнь подарила нам Победа!
А следом идёт автор по имени Светлана со стихотворением «Весна Победы». На мой взгляд, стихотворение сильнейшее, но, к сожалению, несколько недооценённое нашим уважаемым жюри. Да, в нём – минимум художественных средств, однако с помощью этого минимализма автору удалось достичь очень большого эффекта – выразить практически невыразимое, рассказать о войне в четырёх коротеньких строфах, найти самые пронзительные, самые щемящие приметы и символы, характеризующие суть праздника Победы:
˂…˃ Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
Языковой рисунок почти примитивен, детализация отсутствует, события сжаты настолько, что укладываются в два-три слова – но финал выстреливает и переворачивает душу:
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы?
Это значит – нет войны.
Вот оно, главное! Победа – это не просто праздник, это означает полное окончание войны. Это значит, больше никого не будут убивать, и дети не будут терять родителей, и искалеченные солдаты не будут возвращаться в разгромленные и осиротелые дома, и пытать больше никого не будут, и душить в газовых камерах никого больше не посмеют, и невесты не будут хоронить женихов, а матери – сыновей… Это значит – мир, мир окончательный и бесповоротный! И всё это воспринимается особенно остро благодаря концентрированной фрагментарной подаче текста, за которой – целая жизнь длиной в войну! Автору – поклон. Я бы только изменила здесь название – ну просто просится переименовать эту «Весну Победы» в «День Победы», ведь тема раскрывается именно с этого ракурса!
«Двустволка-берёзка» Марины Молчановой производит сильное впечатление своей художественной выразительностью. Даже в самом названии уже содержится элемент метафоричности – и этот изначальный задел перерастает в приём, который соблюдается и выдерживается автором до конца стихотворения:
Двустволка-берёзка, в патронах твоих
Не порох, а ворох листвы.
И клин журавлиный прощальный свой стих
Поёт тебе из синевы…
Написано лирично, проникновенно, в произведении чувствуется авторский голос, певучая интонация строки и внутренняя сила образов заставляют читателя глубоко проникнуть в тему, чтобы, погрузившись в текст, прожить его полностью. Редко употребляю это слово – но в данном случае действительно очень красивое стихотворение.
Неординарным произведением мне видится и стихотворение Наталии Субботиной-Ковнер «Прости, отец!» В нём очень много прекрасных находок – и сила слова, и внутренняя пульсация, и особенная, искренняя интонация, располагающая читателя к доверительному разговору, и своеобразная графика (восьмистишия и укороченные либо удлинённые для вящей динамичности строки), и богатый язык, и стилистическая свобода. Мне бы только хотелось видеть в этом тексте более сильные концевые сочетания, потому что такие рифмы, как «волки – уроки», «врагов – порог», «тебя – боях», ослабляют магнетизм стиха, а это жаль. Однако в любом случае для меня это стихотворение – одно из лидеров конкурсной подборки, и оно несомненно является авторской удачей.
«Победная весна» нашего постоянного автора Киры написана замечательно – энергично, с большой силой убеждённости и верой в свою правоту. Технически в тексте нет никаких недостатков или слабины: слог – точный, подача – мастерская. Единственный момент, на который, пожалуй, автору стоит обратить внимание – это достаточная прямолинейность высказывания, а также некоторая вторичность, а вернее, смысловая стандартность, шаблонность текста. Немного не хватает какого-то собственного угла зрения, чуть-чуть иного разворота темы, может быть, неожиданного вывода. Хотя не могу не отметить яркого художественного решения финала:
Но коль головы сложить
Выпадет до срока нам –
Будем над Отчизной плыть
Песнями высокими.
Кстати, стихотворение Галины Горелой «Победный май» написано в той же парадигме – все слова в целом правильные и уместные, все рифмы звонкие и чёткие, но мысли, смыслы и тематические развороты слишком уж ожидаемые и не однажды так или иначе звучавшие прежде. Вот в эту сторону нашим авторам – всем без исключения! – стоит работать, думать и искать. То есть не лениться и разворачивать тему неожиданными углами и плоскостями, видеть в ней то, чего не видели прежде, добиваться новизны звучания и свежести подачи. Есть такой старый анекдот про «придётся долго копать». Так вот в случае с поиском тематических ракурсов иногда копать приходится очень долго – но обычно результат того стоит, и вложенные усилия окупятся сторицей, когда на-гора будет выдан результат в виде крепкого, самобытного поэтического текста.
А вот «Осколки войны» автора Roxy Light по-хорошему удивили сильным, глубоким авторским прочтением истории, авторским владением словом на очень приличном уровне.
Кстати, хотелось бы, чтобы авторы не скрывались за никами и псевдонимами и являли нам свои подлинные имена – а то как же нам вас чествовать и награждать, безымянных? Конечно, ваше право изобретать и приклеивать себе маски, но я, честно говоря, совершенно не вижу в этом смысла. Тем более что речь идёт о сильных авторских позициях и достижениях. Тут наоборот гордиться можно, а не прятаться! Но это так, нелирическое отступление. А что касается самого текста, то из недостатков могу отметить разве что некоторую статичность – ну, маловато движения, стихотворение из-за этого начинает пробуксовывать, и читатель теряет скорость – ну, или набранную высоту, кому как больше нравится. Вот гляньте, какое статичное последнее четверостишие – совершенно бесстрастные перечисления и более ничего:
Майское солнце. Ликует народ
Многострадальной Советской страны.
Бравый солдат о победе поёт.
Нам не забыть чёрный ужас войны.
А жаль, что не хватило динамики и эмоций, потому что текст действительно достойный.
«Бессмертный полк» Валентины Белевской, напротив, весьма эмоционально воспринимается и даже звучит так, словно это песня (мне почудилось тут шамановское «Встанем!»):
˂…˃ Встаньте!
Вы рядом с нами встаньте,
Ценою жизни подвиг ваш крещён,
И на груди живых и павших – банты
Как символ непрерывности времён.
Вообще интересное произведение, созданное на высокой патриотической ноте и с большим внутренним накалом. И отдельно хочется отметить нестандартные рифмы, которые очень украшают звуковой рисунок: «встаньте – танки», «встаньте – банты», «настроем – героях», «лентой – одномоментно». Такая тонкая, кропотливая работа со словом вызывает уважение!
В стихотворении Евгения Форта «Старшина», к сожалению, есть нарушения ритма и размера, которые очень нежелательны при таких точных конструкциях. Из недостатков я бы ещё назвала явный перегруз объёма – всегда лучше чуть-чуть недодать читателю, чем перекормить. Этот кулинарный закон безошибочно действует и в области стихосложения. Сократите – и вы никогда не прогадаете! Кстати, и в моде есть железное правило: нарядившись, подойдите к зеркалу, оглядите себя, а потом снимите лишнее. Так что если немного подсократить и доработать ритмически, может получиться весьма и весьма впечатляющее стихотворение. А оно стоит того, чтобы его дожать.
«Монолог блокадницы Ленинграда» Галины Скударёвой берёт за душу, прежде всего, благодаря своему сюжету – хотя надо понимать, что браться за такие болевые, сложные темы это всегда риск и опасность. В чём опасность? Можно впасть в слезливость, в манерничание или пытаться выжать из читателя эмоции педалированием каких-то тяжёлых подробностей или излишними физиологизмами. В данном стихотворении тоже есть такая тенденция к прямому высказыванию – я имею в виду слово «трупы», например, или строчку «Знаю: скоро мне мёртвой лежать». В художественном произведении всегда предпочтительнее дать образ, метафору, прибегнуть к аллегории, чем употребить прямое название. Образ, аллегория воздействуют на читательское воображение, проникают в сознание с помощью ассоциаций, а не лупят по голове реалистичными и даже натуралистичными картинами ужасов. Этот закон касается не только темы смерти, конечно – но и любых других. И ещё не очень понятно, что значит «отлетевшие души чту» – здесь речь идёт о том, что героиня их считает, то есть пересчитывает, или почитает, то есть уважает? Для меня смысл остался невнятным. А вот сам сюжет здесь интересен, он задевает за живое. И образное выражение «И голодная тишина // Обволакивает планету» очень удачное. Вот больше бы опираться именно на такие художественные приёмы.
Чуть отстаёт по баллам стихотворение Ольги Альтовской «Мы помним» – хотя мне оно понравилось не меньше предыдущих произведений, а в чём-то и больше. Здесь как раз очень интересно, сочно, нетривиально раскрыта тема, показано сопротивление общей сегодняшней тенденции лишить русских людей их Победы, стереть из памяти народов историческую правду. Стихотворение не отпускает до самого конца, не ослабевает в своём напряжённом поступательном движении к обобщающему финальному выводу:
Для нас Победа – праздником.
Напрасно льёте грязь!
Мы правду вверим правнукам,
Героями гордясь.
И с ними вместе снова я
В сегодняшнем строю
«Вставай, страна огромная!»
Торжественно пою.
И хочется повторить эти слова вслед за автором.
Друзья мои, всех остальных я тоже поздравляю с участием и яркими работами – а кто не вошёл в этот раз в список призёров, непременно попадёт туда в следующих состязаниях.
Мне же хочется завершить наш разговор стихотворением на ту же тему – тему Победы, – написанное нашим современником, московским поэтом Александром Вологом, педагогом, учёным-историком, который ушёл из жизни в 2021-м. Он многие годы изучал историю Российского государства и писал потрясающие по силе художественной правды стихотворения, в том числе и о войне. В его стихотворении «Победа» есть как раз всё то, о чём мы с вами сегодня говорили. И посмотрите, как мощно и в то же время изящно поэт решает свои авторские задачи – как выбирает концепцию, как показывает жизнь, как поворачивает тему:
ПОБЕДА
Ревут безлошадные бабы…
А что же? Отсеялись в срок.
Уж выглянул первенький, слабый,
Ржаной любопытный росток.
Уже пригревает к обеду,
И будет последний салют…
С утра объявили Победу!
Уже никого не убьют!
А дальше – труды, а не муки.
Но хмуро стоит у межи
Один на село – однорукий,
Худой и угрюмый мужик.
Сиротка соседская храбро
Прижалась к его сапогу…
Ревут большерукие бабы.
Никто ни пред кем не в долгу.
О, сколько же надо осилить,
Чтоб право на слёзы иметь!
Когда вызывает Россию
Фанфары ликующей медь,
Когда наивысшее право –
Худой однорукий мужик,
Когда воплощение славы –
Сиротки доверчивый лик,
Когда завещание дедов –
Схороненных зёрен руда,
А в корне взошедшей Победы
Тяжёлая глыба – беда.
Благодарю всех за участие – и жду вас на наших новых конкурсных заданиях! И да будет с нами всегда победа как высшая награда за труд!
Ваша Валерия Салтанова.
ОБЗОР КОНКУРСА «САЛЮТ ПОБЕДЫ»
Каждый раз, приступая в качестве члена жюри к рассмотрению стихов участников поэтических конкурсов, тематически связанных с Великой Отечественной войной, опасаюсь преобладания в них пустой декларативности и банальной информативности, сопровождающихся языковыми и поэтическими штампами. Фальшь, вымученность и неискренность в стихах о трагических, но и дорогих нашему сердцу событиях бывают особенно заметны. К сожалению, таких стихов встречается великое множество, попадают они и в конкурсные листы.
В этом отношении конкурс «Салют Победы» стал для меня, да и, думаю, для всех членов нашего жюри приятным исключением. Авторы почти всех стихов, отобранных для участия, смогли отыскать в себе струны, позволившие им привнести в великую тему нашей общей Победы и героизма советских людей своё – человеческое и поэтическое видение событий тех лет, наполнить универсальную тему личностной рефлексией.
Остановлюсь вкратце на стихах-победителях – хотя, без сомнения, они достойны полноценного анализа, как, впрочем, и многие другие стихи из конкурсной подборки.
«Календарный листок» Валентины Паевской заслужил Гран-при, в связи с чем будет справедливо обозначить некоторые достоинства, которые в нём увидела я. Возвести малое, обыденное и конкретно осязаемое в ранг значимого, увидеть в детали целое событие – это классический приём, владеть которым дано не каждому поэту. Валентине это удаётся. Словно круги по воде, расходятся от маленького календарного листка, по увеличению, события и чувства, «былое связав с настоящим». И это впечатляет. Отмечаю также безупречную технику, богатые рифмы, удачный подбор лексики, создающий взволнованный интонационно-эмоциональный настрой стихотворения.
Диплом первой степени достался Юрию Сайфуллину за стихотворение «Камертон». Как скупо по-мужски, но как глубоко по пониманию особой диалектики происходящих в судьбе России событий показывает автор связь Победы сорок пятого с Победой, которую мы все сейчас ждём, в которую верим безоговорочно! И здесь позволю себе восхититься словесно-образной находкой Юрия: ключевым словом «камертон» – предметом для воспроизведения эталонной высоты звука. Стук сапог победителей сорок пятого по брусчатке Красной площади «в бою для внуков – камертон». Не правда ли, сильный и красноречивый образ?
Несколько слов о стихотворении «Фронтовой треугольник» Людмилы Мехед, заслужившей диплом второй степени. Тема письма солдата с фронта не является редкой в отечественной поэзии. Найти свой голос такого письма, заставить звучать его по-своему, но так, чтобы он затрагивал души каждого, – задача не из простых. Через письмо с фронта сына к матери в стихотворении Людмилы Мехед удивительно трогательно, но без пафосного надрыва передаётся так много: сыновья любовь, героика фронта, героика трудового тыла времён ВОВ.
Казалось бы, простой и безыскусный, монолог сына в письме обладает сильнейшим эмоциональным воздействием на читателя. Происходит это потому, что автор хорошо владеет приёмом обобщения, созданием типологических черт портрета своего лирического героя. Перед нами не отдельный сын отдельно взятой матери – это любой советский паренёк, который только что окончил школу, ещё мамин сын – и сразу на войну. Людмила умело использует для создания этого эффекта и разговорный стиль письма, и типичные для семейного быта того времени обороты, и цитатные духоподъёмные фразы тех дней «Гоним фрицев, не жалея жизни», «Мы добьёмся полного разгрома», «И Победа уж близка!» и т.п.
Отмечу и умелый подбор лексики, передающий душевное состояние матери, и лаконичную экспрессию двух завершающих строф.
Диплом третьей степени был присуждён Любови Зиминой за стихотворение «А ведь это Победа, Победа!». Интересное по композиции стихотворение, построенное в форме монолога лирического героя, наблюдающего «за ликующей майской толпой» с «безымянных высот». Такой нарративный подход дал возможность поэтессе показать связь настоящего и прошлого – от современного праздника Победы вернуться к дням, когда Победа свершалась. И это не простая ретроспекция – это та самая цена нашего великого праздника, когда «…в атаке дневной предпоследней / Все последние вышли вперёд».
Сильной позицией стихотворение считаю жизнеутверждающий финал, в котором заключается призыв к миру тех, кто добыл Победу, но не дожил до неё: «В ярко-красных осколках эфира / Отразились те грозные дни… / Но в ликующем мае над миром / Пусть всё громче звенят соловьи!»
Добавлю, что в конкурсных произведениях было много стихов, в названии которых фигурировало слово «Победа». Все они искренни и вызывают желание так или иначе поощрить их авторов. Но, по-видимому, Любови Зиминой удалось выразить в одном стихотворении то, что мы пытаемся иногда сказать пространными словами.
И не могу обойти молчанием стихотворение, которое уж очень пришлось мне по душе. Это – «Гармонь» Галины Новиковой. В нём – та самая живучесть и неистребимость русского духа, который был непонятен чужеземцам во все времена. И одним из символов этого духа является гармонь. Читала строчки «Боже мой, да это же гармошка / Русская, родная… и цела. / – Ну-ка, Коля, поиграй немножко, / Чтоб фашисты лопнули со зла!» – и наполнялась душа каким-то особым чувством, какое словами и выразить-то нельзя. Вспомнилась «Гармонь» А. Твардовского – и, думаю, не без основания.
Не оставили меня равнодушной ещё и эти стихи: «Прости, отец!», «Под Новый год. Детям войны посвящается», «Улица Петра Ильичёва», «Мой прадед Иван Третьяков», «2024».
В заключение хочу пожелать всем участникам конкурса творческих успехов, не унывать, если не удаётся стать победителем в конкурсных баталиях. Успех придёт обязательно – надо только постараться! Спасибо вам, друзья, за то, что ваши стихи позволили нам ещё раз услышать биение общего пульса – пульса нашей Великой Победы! Особое спасибо организаторам конкурса за интересную тему и комфортные условия работы жюри.
Хороших всем стихов!
Татьяна РЫЖОВА,
член Союза писателей России, кандидат филологических наук, доцент
На сайте «Литпоэтон-конкурс» завершился поэтический конкурс «Салют Победы». Как член жюри хочу поделиться своими впечатлениями, наблюдениями и размышлениями о том, каким получился этот проект.
Тема Великой Отечественной войны – одна из самых сложных и в то же время самых важных в отечественной поэзии. Она требует не только мастерства, но и подлинной эмоциональной вовлечённости, ведь любая фальшь здесь особенно заметна.
Радует, что большинство участников подошли к теме с уважением и искренностью. В их стихах не было пустой риторики – вместо этого звучали личные переживания, семейные истории, размышления о цене Победы. Некоторые авторы обращались к образам фронтовиков, другие – к воспоминаниям, третьи – к современному осмыслению памяти.
Стилистически конкурс продемонстрировал богатство поэтических форм. Здесь были – и строгий слог, выверенные рифмы, ясность мысли, и попытки передать хаос войны через ритм, и развёрнутые сюжетные зарисовки.
Особенно запомнились работы, в которых конкретная деталь (письмо, надпись на листке календаря, гармонь) становилась символом целой эпохи. Это высокая поэзия – когда через малое говорится о великом.
К сожалению, не все работы избежали штампов . В некоторых случаях тема подавалась слишком декларативно, без художественного переосмысления.
Также хотелось бы видеть больше оригинальных метафор – война слишком часто описывается в уже знакомых образах, а ведь поэзия должна находить новые пути.
Конкурс «Салют Победы» подтвердил, что память о войне продолжает жить в стихах. Лучшие из представленных работ – это не просто рифмованные строки, а поэтические произведения, которые сохраняют историю для будущих поколений.
Благодарю организаторов за возможность участвовать в этом важном проекте. Отдельные слова признательности – всем авторам, которые поделились своим творчеством. Для меня особенно ценно, что среди участников были и уже сложившиеся поэты, и дебютанты – это создало живой, многослойный диалог о прошлом и настоящем.
Лев Вьюжин
Сообщество сайтов
литературного альманаха «Гражданинъ»