ЛИТПОЭТОН-КОНКУРС

Литературные конкурсы. Призы, обзоры, комментарии. Сайт альманаха "Гражданинъ"

Обзор конкурса «Рождество» 

С ВОЛЕЙ ЛЮБАЯ МЕЧТА НЕ БЕСЦЕЛЬНА!
Обзор конкурсных произведений

Друзья, поздравляю с завершением очередного конкурса с довольно-таки непростой концепцией! В этот раз кандидатура на первое место не вызвала в команде жюри никаких разногласий – все единодушно сошлись на стихотворении «Свет» Семёна Зырянова. И вот почему, как мне думается. Прежде всего в стихотворении прекрасно выражена основная мысль конкурсного задания – а именно: рассказать о преодолении, показать словом это преодоление, дать читателю картинку, которая заставит его задуматься об этом понятии. В произведении «Свет» речь идёт о преодолении в себе низменных желаний, своих пороков, о внутреннем выходе человека из душевных смут к свету истины и добра – по сути это о преодолении самого себя, которое возможно только если опираться на духовные, желательно, библейские постулаты, если примером для себя брать подвиг Христа, который пошёл на муки и на смерть ради счастья людей:

Цель людская – не в сборе средств,
Не в усладах порочной воли:
Не корысти алкал в юдоли
Иисус, восходя на крест.

Победа над собственными слабостями и недостатками есть главное наше преодоление в жизни, выше которого нет и быть не может. Но даже всего этого было бы мало для победы, если бы не прекрасное художественное воплощение темы – компактная, ёмкая форма (три строфы – это идеальный размер лирического стихотворения!), строгая графика, как нельзя лучше соответствующая идее (опоясывающая рифма создаёт ощущение цельности и афористической завершённости каждой строфы), лаконичные формулировки – вот уж поистине ничего лишнего.

Так что совершенно заслуженно это стихотворение получило ещё и дополнительный бонус – спецприз от шеф-редактора альманаха «Гражданинъ».

Вторая позиция – стихотворение Киры «Музыкант» – поддержана многими членами жюри из-за глубины художественных образов, красоты слога. Всё стихотворение написано словно на одном дыхании, на высоком эмоциональном накале, что, безусловно, производит сильное впечатление на читающего:

Вскинулось горькое эхо
В небо без цели, без толку.
Сердце – смешная помеха
Пуле разящей – умолкло…

Однако я бы всё же заметила, что основная тема раскрыта здесь не полностью – речь идёт о гибели героя, но о самом преодолении можно подумать лишь косвенно, что лично для меня снижает значимость данного стихотворения именно в рамках нашего конкурса. Хотя не могу не отметить, что стихотворение «Музыкант» состоялось само по себе и перешагнуло пределы конкурсного задания, и теперь оно может лететь в мир совершенно самостоятельно.

В русле гражданской лирики выстроено стихотворение «Задача жизни» Александра Проскурякова, занявшее третье место. И надо сказать, это очень актуальное и сильное художественное решение. Автор показывает преодоление через борьбу с собственными слабостями. Когда Родина в опасности, ради её счастья нужно уметь преодолеть в себе все страхи, выработать стойкость характера и доблестно идти навстречу опасности всем смертям назло:

Пусть дождь косой, и снег, и град, жара и стужа,
Но ты идёшь, шаги тверды, душа наружу.
И из какого бы ты ни был поколенья,
Ответ на вызовы судьбы – преодоленье.

Вот, правда, выражение «душа наружу» чрезмерно физиологичное – мне кажется, тут автор погнался за рифмой и упустил смысловую точность.

И повторюсь: в тематических конкурсах для участника крайне важно суметь раскрыть тему полностью – и не обязательно изложив её в лоб, но и, возможно, тонко её обыграв или подав под новым ракурсом. Потому что есть среди конкурсных заявок очень хорошие, интересные стихи, в которых, к сожалению, тема раскрыта бледно или не явно – и, конечно, они проигрывают на фоне других. К таким отлично написанным, но не попавшим в тему стихам можно отнести «Возобновление» Евгения Багрянцева – в нём настолько сложная метафора, что искать там «преодоление» весьма непросто. Или великолепное стихотворение Лидии Вдовченко «О вечности»: в нём всё прекрасно – и классическая форма, и афористичная мудрость, и сложность мысли при простоте и ясности изложения, – но оно написано не о преодолении, а об отсутствии преодоления, и получается, что попадает в тему лишь по касательной.

В связи со сказанным хочу выделить те стихи, где авторам, на мой взгляд, максимально удалось раскрыть тему – как, например, в стихотворении «Сердце клоуна» Валентины Паевской, посвящённом Юрию Куклачёву и его непростой судьбе. Автор не мудрствуя лукаво взяла интересный сюжет о преодолении человеком своих недугов и победе над самим собой, о вере в себя, выборе пути, о том, как можно мужественно и высоко служить своему предназначению:

Он, непохожий на других,
Работал истово –
И развенчал о кошках миф,
И стал – единственным!

Стихотворение зажигает в сердцах надежду на то, что в этом мире всё возможно, что любая мечта человеку по силам, стоит только по-настоящему захотеть.

Жёстко, мощно написано стихотворение Софьи Герман «Донбасс» – оно тоже о преодолении, только не одним человеком, а целого региона, который стоит не сгибаясь под спудом давления и ненависти, но выстоял и победит, и обретёт свободу и право на собственную правду:

Светел Донбасс и чист. Вольным ветрам открыт.
Светел Донбасс и чист, но, затаив корысть,
Снова пришёл фашист ужас плодить в умах,
Снова пришёл фашист наши сжигать дома.

Текст берёт за живое силой веры и точностью формы, построенной на анафоре и парцелляции, усиливающих внутреннее крещендо и эмоциональный заряд произведения.

Не менее сильный экспрессивный посыл и в стихотворении «Братский народ» Олега Клочихина. Оно звучит крайне обличающе, горько, на высокой ноте:

Упиваясь мечтой безрассудной,
Утоляя утробный азарт,
В смертный бой с человеческой сутью
Он вступил много жизней назад.
И теперь что неволя, что воля –

Всё одно. Глупой пешкой в игре
Он шагает по минному полю
Сквозь густой наркотический бред.

Строгие, точные восьмистишия словно созданы для того, чтобы поступательно привести читателя к развязке, где горьким, набатным напоминанием – счастливое прошлое, когда два народа не враждовали, а были едины. Здесь, скорее, тема решена от обратного – это стихотворение о «непреодолении», о потере идентичности, когда целый народ поддался на провокативные внешние соблазны и предал и близкий по духу соседний народ, и самого себя…

Вообще стихов, мастерски написанных и хорошо раскрывающих тему, в заявках было не так уж мало – это и «Две матери» Веры Устенко, и «Преодолевай тоску и боль» Ольги Альтовской, и «Обережные сети» Людмилы Мехед, и «Нательный крестик» Юрия Корчагина, и «Благая цель» Лаборанта, и «Держась за волосок» Валерия Левина, и «Солнца луч» Сергея Лагутина. Все они заслуживают высоких оценок, все авторы на славу потрудились.

Но помимо точного тематического попадания я бы также отметила и использование в текстах ключевых слов. Ведь не напрасно они именно так названы – «ключевые»! Некоторым авторам действительно удалось сделать их ключевыми, центральными, магистральными и в своих текстах – что безусловно повышает художественную ценность тематического стихотворения. Как, например, это удалось Станиславу Дюкову в его стихотворении «Путь наверх», где каждому из ключевых слов он отдал по одной строфе, исчерпывающе раскрыв их смысл: в первой – «мечта», во второй – «цель», в третьей – «воля». Конечно, радует и сама авторская находка, и серьёзная работа над конкурсным стихотворением, которое получилось чётким, лаконичным и при этом не плакатным, от чего спасает хорошая авторская ирония:

Сорви опутавшие цепи
Желаний низменных и вздорных.
Возьми за шиворот и дёрни
Себя наверх к высокой цели!

В ряду замечательно сработанных и в смысле раскрытия темы, и в смысле ключевых слов – и одноимённое конкурсу стихотворение Татьяны Павловой-Яснецкой «Преодоление». Глубокая метафоричность каждой мысли, прекрасная способность автора к обобщению, широта взгляда и афористичность – явные достоинства произведения:

Тоскливо жить без смысла и без цели.
Чтоб внутренний огонь не задымил,
мечтой горели чувства, а не тлели,
не пожалей на них душевных сил.

Ясность авторского мировоззрения, философская глубина и изящество исполнения делают это стихотворение, с моей точки зрения, одним из лучших в шорте.

Использование же ключевых слов в формах, где теряется их первоначальный смысл, снижает, на мой взгляд, уровень конкурсных стихов. Например, в своём стихотворении «Белая ночь» об утраченной любви Артур Комличенко употребляет ключевые слова с отрицательной коннотацией: «Тот же город на них нацелил // Злую волю своих причуд». Этот приём, конечно, не воспрещён, но в данном случае явно уводит от установки конкурсного задания, призывающего авторов написать о подвиге, о силе духа, о преодолении человеком трудностей и невзгод, о дерзновении и мужестве. Сюда же включаю и очень хорошее в целом стихотворение Николая Колчина «Желанная страна» – за использование ключевого слова «цель» с противоположным значением: «А за ним пришла в бесцельной неге // Ночи безмятежная пора». Опять-таки, прямого запрета на такое обыгрывание ключевого слова нет, но когда оно эмоционально работает наоборот, мне кажется, это не совсем правильно.

А ещё хочется заметить, что несмотря на достаточную жанровую широту современной поэзии всё-таки задачи поэтического слова остаются прежними: оно должно будить в читателе тягу к прекрасному, рождать надежду, пробуждать желание жить, возвращать утраченную веру. В связи с этим стихи о душевной лени, о недостатках собственной натуры могут, конечно, иметься в багаже у любого автора, но вот стоит ли их выносить на суд читателя – большой вопрос. Здесь я прежде всего имею в виду стихотворение Николая Шмырева «Камнепадом рушатся мечты…» – оно очень неплохо написано, и тема вроде бы обыгрывается, но вот нравственный заряд его оставляет желать лучшего. Упаднические настроения не поднимут читательский дух. А если автор хотел пошутить, то ирония должна быть более явной и нести в себе какой-то логический вывод, какую-то внятную мораль. Хотелось бы, чтобы стихи выводили читателя к свету, а не наоборот. Возможно, именно по этой причине стихотворение и не попало на верхние позиции при всей ладности конструкции.

А в целом ещё раз хочу отметить высокий уровень всех стихотворений, поданных на конкурс, и поблагодарить авторов за внимание к конкурсу, активность и, безусловно, талант.

До новых встреч! А пока – мечтайте, собирайте волю в кулак и, конечно, стремитесь всегда попадать в цель!

Ваша Валерия Салтанова.

Каждый раз, участвуя в судействе литературных конкурсов, убеждаюсь, что не оскудела русская литература на талантливых авторов. Результат творческого процесса показывает устойчивую тенденцию к поиску новых форм в выражении своего отношения к происходящим в мире событиям. Потом по нашим произведениям последующие поколения будут воспринимать нынешние времена, судить о них, давать им определения.

Сейчас на планете происходят кардинальные политические преобразования и ток жизни поворачивает в иное русло. И это соответствующим образом на писательском мироощущении. Впечатляет добрый десяток работ, в которых глубина раскрытия темы на таком высокохудожественном уровне, и всё выполнено столь технически безупречно, что трудно отдать предпочтение тому или иному стихотворению.

Поэтому, уважаемые авторы, простите за невольную субъективность судейства при оценке ваших трудов, но здесь, как говорится, присутствует человеческий фактор: кому-то нравится арбузная мякоть, а кому-то свиной хрящик.

Дабы не оставить неотмеченными особенно удачные произведения, кроме трёх лауреатских мест, редакция учредила дополнительно поощрительные дипломы. Пусть это будет достойным показателем проделанной автором работы. Но и оставшихся без награды смею утешить добрым олимпийским девизом: главное не регалии, а участие в процессе! Будем надеяться, что в следующем конкурсе вы ещё ярче проявите себя.

Дорогие друзья!

Завершился поэтический конкурс «Преодоление». Как и предыдущие, он был тематическим и с ключевыми словами, которые авторы должны были использовать при создании произведения.

Очень ровный и довольно высокий литературный уровень представленных работ отметили все члены жюри в предварительном обмене мнениями. Секрета не открою, но члены судейской коллегии перед голосованием обмениваются своими впечатлениями о прочитанных стихотворениях. Так у нас заведено, и, думаю, что такой подход способствует большей объективности при дальнейшем оценивании заявок на конкурс.

Трудно ли писать «на заказ»? Я считаю – трудно. Тем более написать – хорошо и с соблюдением условий. Нужно ли писать «на заказ» и участвовать в такого рода конкурсах? Я уверен – нужно. Для творческого человека, любящего поэзию и имеющего талант к её созданию – это один из способов погружать себя в состояние готовности к встрече с вдохновением.

Вдохновение – «дама капризная», приходит и уходит, когда ей вздумается. Но вот этот – «тренируемый» поэтический настрой души – поможет не упустить что-то важное в момент встречи.

И вообще, к данным конкурсам (как и к любому творческому делу) необходимо относится в определенной степени серьезно. Авторский костяк участников сложился очень приличный в литературном и поэтическом плане. Победить их, а потом и удержать планку, весьма непросто. Но это и вызов, в какой-то степени.

Так что – всем успехов и творческой неуспокоенности!

Лев Вьюжин.

Комментарии

Подписаться
Уведомить о
0 коммент.
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля