О ПОЭЗИИ ВЕСНЫ,
или Обо всём понемногу
Дорогие друзья, рада вас поздравить с успешным завершением нашего весеннего поэтического состязания! В этот раз задание было не конкретным, достаточно размытым – тем сложнее задачи стояли перед авторами, тем интереснее и непредсказуемее результаты. И, надо сказать, вы оправдали все ожидания членов жюри и даже более чем – несмотря на то, что количество участников было не столь многочисленным, как обычно на наших конкурсах, поэтическая составляющая ваших произведений очень впечатляет.
Гран-при конкурса – у Юрия Сайфуллина со стихотворением с лаконичным названием «Весна». Оно не о политике и даже не совсем о весне – оно о любви, о той любви, что раз и навсегда, о той единственной, которая не забывается никогда и которая одна на свете способна превратить холод в тепло, зиму – в весну, а замёрзшее одинокое сердце – в горячий сосуд любви:
Вместе с нею грачи прилетают,
Вместе с нею сосульки звенят,
И полянки промёрзшие тают,
И предчувствия сердце пьянят!
Что фиалок и ветрениц стайки
Разбегутся средь гулких полей,
И, прощаясь, зима в горностаях
Улыбнётся по-доброму ей…
Слов, образов и эмоций здесь ровно столько, сколько необходимо для того чтобы читателя окутало тонким ароматом лиризма, печали и красоты. Настоящая поэзия, безо всяких скидок на конкурс, на спецзадание и прочие уже не столь важные в данном случае моменты. Поэзия! С чем я автора – и всех нас заодно! – и поздравляю.
На первом месте совершенно заслуженно – стихотворение «Улочка» Николая Колчина. Здесь тоже налицо золотое сечение русской лирической поэзии – великолепное соотношение формы и содержания, четыре строфы, плотно заполненные болью и светом, любовью и нотками узнаваемой, нашей, российской истории:
Мальчик, искалеченный войной,
Я плутаю в лабиринте дней.
Я иду к обители родной,
Ни на шаг не приближаясь к ней.
Спутаны пути, потерян след,
И напрасно в царстве вешних грёз
Ждёт меня с надеждой много лет
Улочка, знакомая до слёз…
Действительно одно из лучших стихотворений конкурсной подборки (недаром его выделил и отметил своим спецпризом шеф-редактор альманаха «Гражданинъ»), оно долго не отпускает после прочтения, отзывается в оголённой читательской душе – хотя художественные приёмы, казалось бы, просты и незатейлив выбор эпитетов… Однако здесь есть точность попадания в народную суть, в такой знакомый и близкий всем лексический ряд, в задушевную, добрую, незамысловатую интонацию, от которой веет чем-то хотя забытым, но таким родным…
С удовольствием хочу отметить Марину Молчанову с её стихотворением «К сезону мира и добра», занявшим второе почётное место в итоговой таблице. Автор – постоянный участник наших поэтических состязаний, тем не менее её произведение впервые заняло такую высокую позицию. Думаю, всё потому, что в этот раз помимо высокого уровня стихосложения удалось соединить несоединимое – пейзажную и гражданскую тематику, напряжение патриотической струны и тонкий лиризм весенней пасторали:
Недолог и не вечен снежный плен.
Сугробы разольются ручейками –
Поманит март в страну любви цветами,
Захочет сердце к счастью перемен.
Не обмани нас, милая весна,
Не обернись опять надеждой ложной!
Скорей бы мир, и прочный и надёжный –
Так хочется, чтоб кончилась война!
И здесь уже берёзы, этот извечный русский символ, перемещаются из мирной плоскости на поле боя («Чтоб средь берёз не гибли пацаны, // Познавшие весь ужас рукопашной») – что добавляет изображению достоверности, а стихотворению – настоящей художественной глубины.
Третье место по праву заняло стихотворение «Особенный день» Лидии Вдовченко – яркое, богатое образами и озорно-ироничное, оно неслучайно покорило сердца наших судей:
Обрушилось ливнем весеннее небо
на город и сонный залив.
У храма молилась паломница-верба,
покорную спину склонив.
…………….
Подумаешь, ноги слегка промочила –
вдали показалось жильё!
Там ждёт не дождётся любимый «ворчила»
и счастье седое моё.
Настолько выпукло написано, настолько живо передано душевное состояние, настолько точно автором схвачена картинка серого дождливого дня, изнутри подсвеченного семейным праздником героини, что невольно проникаешься его настроением, отзываешься на все интонации, радуешься авторским находкам и звонкому, сочному, самобытному авторскому языку. Браво!
Из ряда несомненных конкурсных удач и высот, где в полном объёме использованы и неизбитые выразительные средства, и авторская изобретательность, – «Весеннее» Георгия Михайлова (прекрасное использование православных мотивов в теме весны и Победы!), «Скрижаль весны» Елены Носачёвой (как всегда, нестандартные художественные решения, оригинальный авторский язык!), «Обожжённая весна» Людмилы Мехед (восприятие действительности через личное авторское отношение даёт читателю возможность глубже погрузиться в эмоции стихотворения), «Берёзовая Русь» Валерия Мухина (красота авторской души и красота России здесь представлены в неразрывном и гармоничном сплаве; ещё бы уточнить в строке «Я в ней живу намного проще», проще, чем кто, живёт авторский герой: когда даётся сравнительная форма прилагательного, подразумевается и само сравнение), «Весна фронтовая» Веры Устенко (замечательный образец гражданской лирики, настоянный на фирменной авторской образности), «Берёзы» Галины Горелой (лаконичное, напевное, очень нежное стихотворение, написанное классическим четырёхстопным ямбом, придающим тексту цельнокроенности), «Поэт» Станислава Дюкова (образец хорошей мужской любовной лирики; вот разве что последнюю строчку доработать и заменить слово «бездарный» на что-то менее прямолинейное), «Юность, весна» Игоря Миронова (замечательно выстроенное стихотворение, чувственное и возвышенное) и «Вальс весны» Надежды Блинковой (произведение живое, искреннее, написанное в истинной русской традиции углубляться в эмоции, а не делать поверхностные зарисовки). Ну и невозможно не отметить замечательное стихотворение Владимира Кабыкина «Поэзия Весны», в котором автору удалось легко и изящно использовать все шесть ключевых слов!
Хотелось бы обратить внимание авторов на некоторые бросающиеся в глаза недочёты, которых всегда при желании можно избежать в дальнейшем. Например, в стихотворении Татьяны Смольяниновой «Берёзовый ветер» я так и не сумела понять строчку «Когда распахнут не напрасно двери». Поскольку всё произведение написано пятистопным ямбом, то глагол с существительным читаются как «распа́хнут двери» – а мне неведома такая форма согласования в русском языке. Возможно, автор имела в виду что-то такое, что с ходу не поддаётся пониманию читателя. Вдруг тут речь идёт не о распахнувшейся двери, а о дверном запахе? Но при написании стихов совершенно необходимо учитывать то, что тебя должны понимать русскоязычные читатели.
Мне очень понравилось стихотворение Галины Бендюк (Радюшиной) «Раскинул май ладони нив» – оно симпатично написано, к тому же в нём очень удачно использованы целых четыре ключевых слова из шести. Один только момент вызывает нарекание – несколько тяжеловатая последняя строфа:
Берёзка в росном серебре
лебёдушкой мостится к иве,
ветвями обнимая синь, и
полощет белый стан в Днепре.
Слишком искусственная конструкция – а форма всегда мстит за неправильное её использование, вот и получаются такие сочетания, как «киве», повторяющиеся предлоги (в росном, в Днепре) и неоднозначные зрительные образы. Ну зачем ей стан свой белый полоскать? Я понимаю, если бы это был белый сарафан берёзки, и она бы его в реке полоскала. Но – стан? Весьма сомнительно…
Автору стихотворения «Очарование природы», Кире Русиновой, я бы посоветовала подтянуть азы стихосложения. В целом текст производит благоприятное впечатление, но читательскому восприятию мешают различные ляпы и слабые рифмы (берёзы – природа, покой – красотой, ощутил – позабыл, небе – сердцем). По большому счёту это вообще не рифмы, а в таком коротеньком стихотворении всё должно быть максимально точным и выразительным, потому что спрятаться некуда. И весьма спорная строчка «Душа покрылась тёплым светом» – скорее, душа наполняется светом, но никак не покрывается им. Да и «неземная красота природы» – странная гипербола, ведь природа как раз очень земная, плоть от плоти.
Всех, кто в этот раз не вошёл в четвёрку призёров и в десятку обладателей спецпризов, я прошу не огорчаться и продолжать борьбу в последующих наших конкурсах. Те, кто следит за нашими состязаниями, знают, что любой из участников при желании (и с благоволения звёзд, конечно!) может стать претендентом на самые высокие места в наших конкурсах. Потому что терпение и труд всё перетрут, а дорогу осилит идущий!
С весной вас, друзья! Сил нам всем, скорейшей Победы и прочного мира, творческого совершенствования, радости желанных обретений и большой-большой человеческой надежды!
И – до новых встреч!
Ваша Валерия Салтанова.
Весна — время, когда мир словно заново учится дышать. Когда каждая капля дождя, каждый луч солнца, каждый лепесток, раскрывающийся навстречу небу, становятся частью большого, почти мистического действа. Я всегда ищу в словах не только смысл, но и ту невидимую нить, которая связывает нас с чем-то большим, чем мы сами. И здесь, в работах участников, мне показалось, я нашел эту нить.
Меня поразило, как многие авторы смогли уловить двойственность весны. Она — и радость, и грусть, и надежда, и тревога. Она — напоминание о том, что жизнь циклична, что за каждым уходом следует возвращение, за каждой тьмой — свет. В некоторых стихах это ощущение было передано с такой тонкостью, что я ловил себя на мысли: а ведь поэзия — это и есть попытка остановить мгновение, запечатлеть то, что ускользает, дать имя тому, что не имеет имени.
Конечно, не все работы были безупречны. Где-то чувствовалась нехватка мастерства, где-то — излишняя погоня за красивостью в ущерб глубине. Но даже в этих моментах была своя прелесть, ведь поэзия — это не только о совершенстве. Это о поиске, о попытке выразить то, что болит, радует, тревожит. И в этом смысле каждая работа, каждая строчка — это шаг на пути к себе.
Победители конкурса стали для меня настоящим откровением. Их стихи — это не просто тексты, а живые существа, которые дышат, говорят, чувствуют. Они заставляют остановиться, прислушаться к себе, к миру, к тому, что скрыто за привычной суетой. Именно такие произведения, на мой взгляд, и являются главной наградой для читателя.
Конкурс «Поэзия весны» стал для меня не только вдохновением, но и напоминанием о том, что поэзия — это не просто слова на бумаге. Это мост между мирами, между людьми, между прошлым и будущим. Это способ говорить с миром на языке души, способ находить в хаосе жизни гармонию, а в обыденности — вечность.
Благодарю организаторов и участников за этот праздник слова. Пусть весна, рожденная в ваших строках, продолжает жить в наших сердцах, напоминая о том, что даже после самой долгой зимы приходит пробуждение. И пусть каждый из нас, как и природа, найдет в себе силы для нового начала.
Лев Вьюжин
Сообщество сайтов
литературного альманаха «Гражданинъ»