НЕСОКРУШИМЫЕ: РАЗБОР ПОЛЁТОВ
Разговор по итогам конкурса
Друзья мои, завершён один из самых трудных, на мой взгляд, конкурсов за всю историю нашего сайта, нашей конкурсной площадки – конкурс на патриотическое стихотворение «Несокрушимые». Осложняла процесс создания стихов не только сама по себе непростая тема – а такую тему поди попробуй воплоти в поэтическом слове! – но и то, что это уже не первый конкурс на патриотическую тематику в последние сезоны. А значит, нашим участникам нельзя, да и не хочется, повторяться, дублировать сюжеты и эмоции, которые уже использовались ими в предыдущих творческих работах. Более того, несмотря на то что на конкурс было подано 27 заявок – а это немало! – несколько хороших, серьёзных авторов сошли с дистанции ещё до этого этапа: слишком сложным им показалось задание с тремя ключевыми словами, которые очень сужают их возможности и простор их фантазии.
Мне даже пришло в личку несколько писем с просьбой и предложениями изменить условия конкурса и убрать вовсе ключевые слова либо расширить их количество. Второе предложение нашей команде показалось интересным, и в следующем, весеннем конкурсе, мы увеличили количество ключевых слов до шести. Но убирать их вовсе смысла нет – так пропадает основная интрига наших состязаний, можно сказать, центральный нерв испытаний. Дело в том, что наличие ключевых слов ставит всех авторов в равные условия – а ведь у нас именно конкурс, который призван выявить лучших. И поиск ключевых слов, умение применить их пластично и тонко в тексте, ввести в сюжет как раз и показывает уровень мастерства наших авторов, их владение стихосложением, силу таланта в конце концов.
Ну а теперь перейдём конкретно к нашим конкурсным работам. Так много в них в этот раз (как, впрочем, и всегда!) интересных находок, открытий, образов и сюжетов, что нам есть о чём поговорить.
Самым точно раскрывшим тему и при этом поэтически совершенным практически единогласно признано стихотворение Олега Клочихина «Совесть планеты». Помимо отличной ритмической, звуковой, стилистической составляющей здесь очень важен смысл самого посыла – предельно точно выражено отношение автора к происходящему в России сегодня, проведена параллель с прошлыми нашими войнами и победами, показана связь с солдатами России прежних лет, с культурным кодом самого народа:
Стойкость и вера заложены в сути
Наших истоков и первопричин.
Нам назначает дороги и судьбы
Стук метронома в блокадной ночи.
Нам не отречься и не отмахнуться!
Киев, Одесса, Луганск и Донецк –
Неугасаемым пламенем бьются
В праведной ярости русских сердец.
И в конце – невероятной силы вера в нашу Победу, в счастливый исход, который будет достигнут благодаря мужеству российского воина, небывалой стойкости русского народа, незыблемости народных традиций и устоев. Автору удалось выполнить сразу несколько сложных задач – соединить высокую поэзию и жёсткую патриотическую установку, сделать текст мелодичным и в то же время очень чётким, твёрдым, волевым, к тому же миновать штампы и при этом создать обобщающий символ русского воина, непобедимого и мудрого, великодушного и бесстрашного. Добротный, высокого полёта текст – настоящая поэзия!
Рада поздравить с первым местом автора, на мой взгляд, блестяще написанного, практически безупречного одноимённого стихотворения «Несокрушимые» – Валентину Паевскую. И снова здесь улавливается замечательная мысль о том, что наши воины сегодня продолжают дело, начатое восемьдесят пять лет назад нашими дедами и прадедами – можно с казать, с их высокого, небесного благословения и, конечно, с Божьего благословения тоже:
Достался им от предков русский ген:
Они горды своим глубинным кодом
И жаждут справедливых перемен
На всей земле – и мир несут народам.
Не может быть на свете Истин двух.
В беде чужой пройдёт ли русский мимо?!
Где Правда Божья – там и сильный дух,
И с ней любая плоть несокрушима!
Красивый, чеканный слог, выверенные образы, точная подача темы – и в то же время пластичный звук, живая сила чувства, которыми наполняется и читатель. Читаешь – и трудно сдержать слёзы. А в этом, может быть, главный эффект, доминирующее воздействие истинной патриотической лирики – её глубокое попадание в нашу эмоциональную сферу, то есть прямиком – в сердце. И тут важно различать слезливые, специально рассчитанные на читательскую чувствительность стихи с преобладанием болевых тем и физиологических подробностей – и мастерски написанные стихи, в которых нет подмены высокой художественной правды фальшивой патетикой или истерическим нагнетанием эмоций. Чувство меры, чувство вкуса – вот главные критерии хороших гражданских стихов. Как, впрочем, и любой добротной поэзии.
В «Ратной работе» Виталины Дедковой, занявшей почётное второе место, звучит гордость за Россию – страну, «хранящую белый свет». Это тоже одно из лучших стихотворений данного конкурса – выразительное, отчётливо выписанное, с точной и ясной мыслью, с искренней силой чувства:
На совесть русская пехота
Работу ратную вершит.
Упорно, до седьмого пота
С земли стирается фашист.
Пока он жив, не будет счастья
На самой лучшей из планет.
Я чту за честь быть малой частью
Страны, хранящей белый свет.
Подкупает ощущение причастности самого автора ко всему, что происходит на родной земле, к подвигу народа, к предстоящей Победе. Здесь патриотизм понимается как личная ответственность за происходящее, когда автор разделяет со своим народом и боль, и радость, и его решения, и настоящее, и будущее. И эта гордость за страну, за её бесстрашных воинов, за ту великую миссию, что возложена на них самой историей, передаётся и читателю. Замечательное, литое стихотворение!
С удовольствием хочу поздравить с третьим местом Людмилу Мехед, впервые занявшую такую высокую позицию благодаря замечательному стихотворению «Материнское». И это неудивительно – стихотворение, что называется, берёт за душу, оно живое, наполненное истинными чувствами и силой глубоких переживаний, а главное, оно близко каждому, поскольку никого не может оставить равнодушным высокая тема, взятая автором, – тема святой материнской любви:
Берегла молитвой в дни опасные,
Помогала не пропасть от бед,
Согревала в холода ненастные
И была как лучезарный свет.
И делилась материнской силушкой
На тяжёлом длинном марш-броске.
Словно Ангел, укрывала крылышком,
Когда жизнь была на волоске!
Могу приоткрыть секрет, что члены жюри были буквально покорены красотой и внутренней магией этого стихотворения. Я бы только посоветовала автору чуть доработать строчку «Была ровной на его пути» – тут первое слово читается как «бы́ла». К тому же немного тавтологично звучит эта «тропа на пути». Уж или тропа, или путь. Но здесь нетрудно исправить – например,
Пожелала, чтоб тропа тернистая
В светлый путь смогла б перерасти,
Чтобы честно жил, и совесть чистая
Помогла отважно всё пройти.
А может, так: «Пожелала, чтоб тропа тернистая // Как скатёрка бы легла в пути». Тогда путь здесь получится не в смысле дороги, а в смысле судьбы и поэтому хорошо скомпонуется с тропой.
И в строчке «Когда жизнь была на волоске!» тоже неловко падает ударение в местоимении – «ко́гда». Это же хорей, здесь ударными получаются нечётные слоги. Чтобы избежать такого смещения, можно сделать «Если жизнь была на волоске!»
Тем не менее это одно из самых нестандартных стихотворений подборки, в нём взят неожиданный ракурс, отчего тема заиграла новыми гранями, новыми красками, а это крайне важно именно для конкурсных стихов – сделать их непохожими на остальные, чтобы они не затерялись в сонме себе подобных.
Совсем другого плана стихотворение Владимира Скакуна «Небо Бахмута» – написанное от лица смертельно раненного бойца, оно бьёт читателю не в сердце даже, а прямо под дых, настолько пронзительно резонирует с читательскими эмоциями тема, настолько обнажённо и высоко звучит авторский голос:
Здесь не хуже Аустерлица:
ждёт ноябрь, засыпает осень.
Мне бы к нашим на ноль пробиться.
Под Бахмутом все души босы.
Ветер стихнет, маня покоем.
Честь с отвагой у нас от Бога.
Принял, совесть, – своих прикроем.
Жаль, со смертушкой – одиноко.
Наши хаты стоят не с краю.
Ты, Донбасс, как твердыня веры.
Помни, Родина… Погибаю.
Пульс неровный с победой сверен.
К тому же стихотворение написано красивым и редким размером – логаэдом, который словно вносит в само действие немного нервозности, порыва, нотку драматизма. Единственно что у меня вызвало некоторую обеспокоенность – это тот момент, что сегодня в новой нашей военной лирике идёт явная эксплуатация этого приёма – писать от лица раненых или даже убитых солдат, таким образом воздействуя на нервную систему читателя. С такими приёмами нужно обращаться крайне аккуратно, чтобы не перегнуть палку, не скатиться в пошлость, не сотворить китч. Но в данном случае автору удалось соблюсти золотую середину.
Хочется отметить сильное стихотворение Сергея Лагутина «С нами Бог» – в нём твёрдость и внятность слога, необходимые для патриотического жанра, умело сочетаются с тонкостью подачи и свежестью чувства:
Зря грозит и пугает зря
Супостат, что в мой дом пришёл.
Он, по совести говоря,
Духом беден и хвор душой.
Беспросветна его стезя,
И надежды его пусты:
Не присвоить ему, не взять
Ни крупицы моих святынь!
И, кстати, это тоже логаэд, что придаёт тексту определённой свободы и естественности звучания. Разве что рифма «пусты – святынь» в таком стихотворении, где совершенно необходимы ясные смыслы и точный звук, слишком размыта. Во всяком случае мне не хватило в этом месте выверенности и чёткости.
На мой взгляд, одно из самых лапидарных и глубоких в нашей конкурсной подборке – стихотворение «Вспомним» Тамары Яковлевой. Всегда снимаю шляпу перед такими произведениями, где автору удаётся в нескольких строфах выразить многие смыслы и показать такие панорамы, которые порой не умещаются у других авторов и в гораздо более пространные стихи. Несколько штрихов, точные, меткие формулировки, безошибочный рисунок мысли – и получаем на выходе вот такую красоту:
Всех, кто стеной против ужаса
Вражеских полчищ вставал,
Всех, кто с отвагой и мужеством
Ратную славу ковал.
Вспомним всех тех, кто в сражениях
Совести не запятнал.
Вспомним, поклонимся жертвенно
Силам, спасающим нас.
Выражаться немногословно – особый дар, к тому же формула «краткость – сестра таланта» для поэзии вообще первостепенная истина. В таких стихах крайне важен выбор художественных приёмов, позволяющих дать мысли нужное развитие. А трёхдольный размер добавляет стихотворению плавности, мелодичности, вальсирующей лёгкости. В соединении с драматизмом содержания это даёт неожиданный эффект – стихотворение запоминается, задевает самые тонкие, самые чувствительные читательские струны. Причём автор не жмёт на читательские слёзные железы, что само по себе похвально, – однако стихотворение производит сильное впечатление.
Замечательное стихотворение «Скорбная радость» у Софьи Герман, привлекающее сразу внимание своей необычной формой – сдвоенные строфы придают тексту монументальность, основательность, особую цельность:
Скорбью божественных ликов
Радость победы горчит.
В совестной, чистой молитве –
Русского сердца ключи.
Мерно течёт в бесконечность
Памяти русской река.
В обетованную вечность
Мирно плывут облака…
Правда, в стихотворении, на мой взгляд, есть излишняя плакатность, используются часто общеупотребимые слова и выражения: «Бить супостатов постылых», «Честь и отвага от века // Воинам русским даны», «Но не стоять на коленях // Перед поганым зверьём» и так далее – здесь мало авторских находок, в основном это достаточно избитые словосочетания. То есть они вроде бы и хорошие, и правильные, но уже из разряда штампов из-за частого употреблениями разными авторами. А вот последняя строфа более самобытная, яркая, на неё и стоит автору опираться и ориентироваться именно на такое письмо.
И ещё я бы посоветовала заменить непонятное слово «совестной» – это устаревшая форма, в современном языке она не звучит, да и со словом «молитва» плохо коррелируется. К тому же «чистая молитва» тоже образ какой-то неясный. Можно сделать «В искренней, жаркой молитве» – так ближе к сути, более точно получится.
В народном стиле, в форме баллады, написано стихотворение Георгия Михайлова «Танк «Алёша». Честно говоря, если бы не такой большой объём, оно могло бы претендовать на более высокое место, а возможно, даже на самое высокое. Здесь мы видим отличную идею, хорошую звукопись, точные выражения, образы и мысль собраны в крепкое единство – произведение очень цельное, звонкое и умное одновременно, изобилующее замечательными народными, просторечными словечками:
Русский воин – так бывало! –
Против тьмы идёт один;
Встали грудами металла
Восемь натовских машин!
Будто бы колонна пешек
Напоролась на ферзя;
Видно, крепок тот орешек –
Обломали зубы зря…
Но не зря ведь говорят, что краткость сестра таланта – эта истина всякий раз работает и в поэзии. К тому же для участия в конкурсе более ёмкие произведения всегда предпочтительнее – способность автора воплотить свой замысел и раскрыть тему не растекаясь мыслью по древу приветствуется и всегда у жюри в приоритете.
На меня большое впечатление произвело стихотворение «Ибо русские несокрушимы» Александра Проскурякова. Точен и рельефно выписан портрет российского воина:
Без излишеств в окопах бойцы –
как монахи, принявшие схиму.
То, что им завещали отцы,
помнят: мёртвые сраму не имут.
За ошибкою – горечь утрат,
если что-то пошло не по нотам.
Дождь и стужу выносит солдат,
чтобы ратную делать работу.
Стихотворение погружает читателя в атмосферу военных действий, где требуется большое напряжение всех сил и где у воинов нет никаких излишеств, только самое необходимое. Автор сравнивает быт российских бойцов с монашеским обетом, приравнивая их героизм к духовному подвигу схимника. Замечательный образ!
Из минусов – некоторая схематичность построения, статичные предложения без развития, что снижает эмоциональную составляющую текста.
«Симфония мужества» Егора Козлова уносит читателя на восемьдесят с лишним лет назад, напоминая о подвиге блокадников в годы Ленинградской осады:
Стальная нависла блокада:
Снаряды, картечи, ножи…
Но крепче фашистского яда –
Мелодия русской души!
Хорошее, крепкое стихотворение, напряжённое, эмоциональное, местами мощное. Из замечаний, пожалуй, опять-таки – некоторые длинноты, без которых можно было бы обойтись. Не нужно описывать подробно какие-то моменты и растягивать действие, лучше уметь концентрировать мысль, переводить описание в образ. Я бы смело пару-тройку строф убрала (например, восьмую, девятую и одиннадцатую) – мне кажется, стихотворение от этого только бы выиграло.
Очень оригинальное ритмическое решение – в стихотворении Тимофея Дьяконова «Совесть». Это тоже такой своеобразный логаэд – начинается как обычный дактиль, а затем из-за пропущенных долей выстраивается череда пауз, и это добавляет энергии, какой-то особенной наступательности всему тексту. Надо сказать, очень удачно! И ещё здесь сильная, ударная концовка, объединяющая всё стихотворение, подводящая итог:
Совесть – Голгофа, плаха…
Но от щедрот великих
Милость – предстать без страха
Перед Господним ликом.
А вот в середине некоторые эпитеты мне показались неточными, недодуманными – словно автор брал какие-то красивые слова, не особо соотнося их с контекстом. Или автор для самого себя нечётко сформулировал, какой ему видится совесть, что именно он хочет донести до читателя. Потому читатель и не получает ясной картины. Например, почему у совести «нет оправданий целью»? И что это вообще означает? Если автор хотел сказать, что совести не важно, какие цели мы преследуем, то выражено это весьма косноязычно. То же – с выражением «А приговор бесспорен». Бесспорен – это значит, совершенно очевиден. А здесь уместнее было бы сказать, что приговор обжалованью не подлежит, что он неотменяем или что он бесповоротный. То же самое и с выражением «русской неотторжимой честью». Неотторжимой от чего? Хорошо бы это прояснить контекстом.
Замечательно выстроена сюжетная линия в стихотворении Галины Горелой «Встреча на СВО». Суть в том, что отец привозит сыну на фронт гуманитарку – и заодно благословляет его на стойкость и победу:
Верю, что вернёшься ты домой,
Разгромив бандеровскую гниду.
Бей на совесть нечисть, мой родной!
Не дадим страну свою в обиду».
Сын прильнул к отцу: «Не подведу!» –
И стоят стеной несокрушимой.
Вместе отведут они беду
От России, Родины любимой.
Сама идея стихотворения очень хороша – показать, что в дело борьбы на Донбассе за наши рубежи и свободу сегодня вовлечены не просто отдельные люди, но целые семьи патриотов, для которых слово «Россия» не пустой звук, а место силы, за которое и жизнь отдать не жалко, если придётся. И написано просто, но доходчиво и искренне, и хотя без каких-то особых образов и метафор, однако с глубоким смыслом, без сбоев или ляпов. Разве что немного простоваты и слишком предсказуемы рифмы (тобою – скрою, волненье – мгновенье, негоже – сможем, домой – родной) – чуть-чуть бы подтянуть стихосложение, и был бы маленький шедевр.
«Нить Победы» Станислава Дюкова – произведение большой внутренней силы: читаешь – и наполняешься глубокой убеждённостью в нашу Победу, в нашу Русскую весну, в славное прошлое и будущее нашей великой Родины:
Нитью небесной выткана память –
Скорбная память о павших.
Совесть народа льётся стихами
В песни великие наши.
………………….
Не дотянуться бесам к вершинам
Доблести нашей и славы.
Нитью Победы сшит нерушимый
Мир светоносной Державы!
Я бы только посоветовала автору избегать красивостей, которые не несут в себе особого смысла. Если внимательно прочитать первую строфу, то в ней окажется больше вопросов, чем ответов:
Светлые нити незамутнённой
Веры в нетленность Отчизны
Вшиты навечно в наши знамёна
Правдой взыскующей жизни.
Здесь автором создан слишком многоступенчатый и непредставимый образ – посудите сами: нити веры в нетленность Отчизны вшиты в знамёна «правдой взыскующей жизни»! Давайте разбираться. Нити светлые, вера незамутнённая, нити веры не просто вшиты в знамёна, но вшиты правдой, и не просто правдой, а правдой жизни, и не просто жизни, а взыскующей жизни! Ух! Причём если со всем предыдущим ещё как-то можно согласиться, то правду взыскующей жизни точно никто себе не представит, потому что никто на свете не объяснит, что это за штуковина (или субстанция?) такая – взыскующая жизнь. Может быть взыскующий ум или взыскующий справедливости человек. Но жизнь взыскующая?! Тут совершенно непонятно, чего она взыскует и с кого… Лучше пожалеть читателя и стараться предлагать ему образы, создающие в воображении реальные картины, а не некие умозрительные ребусы.
В стихотворении Ильи Таранова «Когда до победы полшага» хорошая идея и яркие образы:
Когда ты читаешь молитвы
И жилы рвёшь тысячу лет,
Когда в этой дьявольской битве
Лишь вера – твой бронежилет!
Когда твои дух и отвага
Рвут струны жестокой войны,
Тогда до победы полшага,
И ты – честь и совесть страны!
Однако автор несколько перегрузил текст патетикой и экспрессивными эпитетами – такими, как «безжалостно», «проклятое», «дьявольской», «жестокой». Прибавить сюда словосочетания «груду клавиш», «мотки бесконечной струны», «железным когтям», «жилы рвёшь», «рвут струны» и т.д. – и становится ясно, что всё это вместе способно произвести эффект, обратный желаемому. То есть некий эмоциональный перебор, с одной стороны, утомляет читателя, с другой – выглядит чересчур однообразно, а где-то и фальшиво. Авторам нельзя забывать, что в написании гражданской лирики всегда существует опасность вот в таком аффективном пережиме. И ещё такой момент: осторожнее с местоимениями, у них есть неприятная привычка попадать в неловкие положения! Вот как здесь: «Когда тво́и дух и отвага» – несмотря на то что это амфибрахий, третий слог, на котором стоит местоимение «твои», звучит как ударный за счёт растягивания слогов.
Очень яркий и красивый образ создала в своём стихотворении «Звезда Победы» Вера Устенко – враг здесь сравнивается со стервятником, покусившимся на Святую Русь, хранимую Пресвятой небесной силой и русским воином:
Он – патриот земли исконной,
Он знает свой Устав-завет,
И греет грудь его икона,
Вселяя в сердце Божий свет.
Клюв заточив, заморский стержень
Готов Россию растерзать,
Но будет он опять повержен –
Несокрушимы Русь и рать!
Меткое, хлёсткое стихотворение, поражающее врага в самую цель, а силой метафоры попадающее в самое яблочко! Мне кажется, если бы автор убрала статичность и добавила больше личного чувства, собственного отношения к происходящему, текст мог бы претендовать на самые высокие баллы.
Об участии каждого в деле Победы, о причастности даже самых мирных жителей, далёких от военного дела, к тому, что творится в стране, чем живёт народ, – стихотворение Надежды Сунгуровой «Я уложила спать детей…» В нём нет пафосных ноток и высоких заявлений, но есть сердечная искренность и твёрдая нравственная позиция автора, считающего долгом каждого помогать своей Родине в трудный час, быть в молитвах рядом с российским воином:
«Отвага», «Родина» и «честь» –
Ему не звук пустой.
И потому и сделал он
Свой выбор непростой.
Он это «надо» услыхал
От Совести своей.
Ему я буду помогать
Молитвою моей.
Что, на мой взгляд, здесь неудачно – это разные способы рифмовки. То есть два первых четверостишия написаны перекрёстной рифмой, а во всех последующих рифмуются только вторая и четвёртая строки, что сильно обедняет звучание теста. Всё-таки лучше придерживаться какой-то одной схемы, быть последовательным от начала до конца.
В этом смысле весьма крепко сделано стихотворение Александра Душкина «Всем Господь отмерил меру…» – чёткая схема рифмовки, точный размер, звучные рифмы, внятный слог:
Коль непрошеные гости,
Надо Родину сберечь.
На родном, видать, погосте
Не придётся в землю лечь.
Перетерпим всяку горесть,
Но Отчизну сохраним.
Есть отвага, честь и совесть –
Русь в бою не осрамим.
В чём может быть подвох в таких вот, на первый взгляд, вполне удачных и правильных стихах? Проблема в том, что всё стихотворение представляет собой как будто бы набор речёвок, лозунгов: «Коль непрошеные гости, / Надо Родину сберечь»; «Перетерпим всяку горесть, / Но Отчизну сохраним»; «Русь в бою не осрамим» – и так далее. Это всё уже готовые клише, в которых не чувствуется личного авторского отношения к теме, его особой лексики, его чувства, его боли. Просто берутся слова и словосочетания, наиболее верно, на взгляд автора, отражающие мысль и тему, и при этом берутся они, что называется, из первого ряда – откуда поближе, из засорённого информационного пространства. Кстати, вот это четверостишие особенно в этом смысле показательное:
Крепок духом русский воин,
Твёрд, надёжен и не трус,
Предков памяти достоин,
И на знамени – Иисус.
Получается, к сожалению, упрощённо, не очень глубоко (зато бодренько!), да и согласование здесь весьма примитивное, лобовое, по принципу цепочки – знай крепи новые звенья! Вот и строчка про знамя с Иисусом кажется притянутой искусственно к слову «трус» и логически не вытекающей из всей фразы. Над этими моментами автору можно бы ещё поработать.
Иного плана – стихотворение Юрия Сайфуллина «Есть дорога…» Произведение высокохудожественное, истинно авторское, написанное тонко, с глубоким чувством, в русле русской лирической поэзии:
Тёмен пруд, а над берёзами
В небе колеры светлы…
Ветерок, такой бессовестный,
Треплет платьице ветлы…
Для души (ведь не бумажная!)
Здесь всё дорого давно,
Воробьи снуют отважные,
С рук почти клюют зерно…
Печаль, столь свойственная русской душе, здесь полновластная хозяйка, но это не делает стихотворение мрачным – автору удаётся сохранить ощущение света и надежды до самых последних строк, где говорится о неизбежной смерти. Даже такие мелкие звуковые погрешности, как «Срук почти» или слабенькая рифма «берёзами – бессовестный», не портят общего впечатления. К сожалению, замечание нашего судейства к тексту только одно – он, что называется, не конкурсный, то есть не отвечает заданной теме. Несмотря на использование ключевых слов автор ушёл от общей темы и написал совершенно отдельное от конкурсного задания произведение. Но поскольку у данного текста высокий художественный уровень, он отмечен специальным призом жюри.
Наотличку от всех остальных стоит замечательное стихотворение «1120-летию несокрушимого Пскова» Валерия Мухина. Возвышенное, мелодичное, наполненное сыновней гордостью и любовью к отчему краю, к земле предков, к родной земной сторонке произведение:
Наша, правда – земля и народ,
Честь и совесть, отвага святая…
И спасала тебя и спасёт
Сила древняя и молодая.
И живут на земле вечевой
Купола и дела золотые,
И летят над звенящей волной
Песни древние и молодые!
Очень удачен рефрен – четвёртая строка каждой строфы, усиливающая песенность и подчёркивающая завершённость формы и мысли. Вообще, стихотворение во всех смыслах удачное! Есть только одно «но» – оно слишком частное, а в конкурсах всегда приветствуются такие решения, которые будут близки максимальному количеству людей. Это как в известной истории про песню «Журавли» – гамзатовские джигиты были заменены переводчиком Наумом Гребневым на солдат, и песня обрела поистине всесоюзную популярность. Так и здесь – Псков прекрасный, удивительный город, но конкурсное задание в большей степени подразумевает разговор обо всей России. Хотя само по себе стихотворение очень хорошее, а как текст для песни – просто волшебное.
Стихотворение «На страже мира» Марины Ермаковой прекрасно вписывается в контекст конкурсного задания. Ладно скроенное, оно точно передаёт все оттенки взятой нами темы:
Мы – часть первозданной Природы.
Грех совестью нам торговать.
Братайтесь, земные народы!
Зачем меж собой воевать?!
…………….
Но сколько бы зла ни слагалось
У наших отеческих врат,
Оно много раз разбивалось
О мужество русских солдат.
Из недостатков – моменты, о которых сегодня уже говорилось. Есть предложения с неточным согласованием или неточным использованием эпитетов – например, строчки «Но нет в нашем мире покоя – / Здесь частое слово «война». Вот это выражение – «Здесь частое слово «война» – словно провисает, хочется продолжения: что же делает дальше это «частое слово «война»? На самом деле автор имеет в виду другое – что слово «война» здесь часто звучит, часто упоминается, частая гостья. Однако этот смысл выражен слабо, а исправить не так уж и сложно. Можно сделать «Здесь властвует слово «война» или даже так: «Здесь душами правит война» – и сразу смысл станет внятным, безо всякой двусмысленности.
Или строчка «И ими поднятые флаги» – здесь фонит звук, сливается начальное «иими», к тому же ударение в слове «по́днятые» должно падать на первый слог.
А ещё у меня совет не только к этому автору, но и к другим участникам конкурса: пожалуйста, будьте внимательнее и осторожнее с инверсиями! Я сама очень люблю этот художественный приём, но он должен менять фразу к лучшему, делать её яркой, выпуклой, акцентной (вспомним пушкинское «Я не хочу печалить вас ничем»), а не утяжелять и уродовать строку. Вот пример не совсем удачной инверсии: «Мы вписаны в план мирозданья, / Предательство где не в чести» – вот это «предательство где» торчит в таком в целом стройном стихотворении как бревно в глазу. А можно найти синонимичные замены – предположим, так: «Мы вписаны в план мирозданья, / Где подлость и ложь не в чести». Ну, или найти свой вариант, здесь есть возможности для альтернативных решений.
Оригинальный размер с укороченной строкой применила Галина Новикова в своём стихотворении «Богатырские всходы». Такой приём концентрирует внимание читателя на отдельных, трёхсложных словах, которые должны быть смыслонесущими, основополагающими во всей этой сложной конструкции:
Нам отвагу не занимать
Потемну,
Честь и долг нас зовут спасать
Родину.
За Россию вступают в бой
Ангелы,
Голос их звучит за чертой
Шлягером.
Но надо всегда учитывать, что такая жёсткая, буквально как прокрустово ложе, форма требует от автора высочайшего мастерства. Иначе будут заметны швы – то есть те усилия, с которыми автор искал нужные слова и рифмы, – и нитки будут торчать с изнанки. Вот и в данном случае – задумка сама по себе великолепная, но в стихотворении пока не хватает лёгкости, свободного дыхания, гибкости фразировки. И выглядит оно как учебное – отличная попытка, но хорошо бы дотянуть и рифмы, и фразировку, и композицию. Например, в такой суженной структуре совершенно нечитабельно выглядит растяжка одной фразы на две строфы (после закромов вечности мысль переходит в следующую строфу) – читатель элементарно теряет связь между предложениями. Очевидно, что подобная конструкция и формулировок требует ёмких и кратких.
Иногда бывает, что мы включаем в конкурсное соревнование произведения не очень опытных авторов, чтобы дать им возможность подучиться, увидеть свои ошибки и, возможно, подтянуть свой уровень для дальнейшей борьбы. Речь сейчас о стихотворении Снежаны Градовой «Ты где-то там» – тематически оно полностью укладывается в условия нашего конкурса, и ключевые слова на месте, однако в тексте немало различных огрехов. Это и так называемые общие места, такие как «птиц заливистые трели», «совесть честного солдата», «у света на краю», «Зима отдаст весне свои права», «Отважно охраняешь Родину мою» и так далее – практически всё стихотворение составлено из таких шаблонных эпитетов и выражений, которые лежат на поверхности. Это и нарушения размера (строчка «Отважно охраняешь Родину мою» неожиданно выбивается из пятистопного ямба аж на целую лишнюю стопу, а начиная со строки «И пишешь мне смешные шутки» все чётные строчки вдруг укорачиваются на два слога), и тавтология («смешные шутки», например), и предсказуемые, избитые рифмы (трели – акварелью, сутки – шутки, лес – небес, листочка – точкой), и слабая рифма «пора – права». Ничего в этих рифмах особо плохого нет, но когда их много концентрируется в одном тексте, это снижает его уровень и, соответственно, читательское восприятие. И ещё: авторам следует понимать, что когда в стихах нет открытий, они не задевают души, даже если в них взята высокая или крайне животрепещущая тема.
Похожие замечания – и к стихотворению «Воинам света!» Галины Бендюк. Есть сила чувства, есть понимание тематического раскрытия – но опять-таки всё достаточно предсказуемо, причём и на уровне лексики тоже, и написано весьма плакатно, статично, лозунгово, что для гражданской поэзии, может быть, является самым большим недостатком. Хорошо, когда патриотическая лирика получается более естественной, когда в ней есть авторский голос, есть нерв и вместо заданности – оригинальность, непохожесть, свежесть, новизна, живые герои, конкретный сюжет, а отсюда и мощь эпитета, и сила строки. К тому же здесь мы видим опять-таки стёртые рифмы «венец – отец», «свет – обет», «не тронь – огонь», а также ряд глагольных рифм. Хотя, повторюсь, по мысли и по чувству стихотворение достойное.
На последнем месте в этот раз оказалось стихотворение Анны Суница «Время богатырей». Почему так получилось, что судьи отодвинули именно этот текст в самый конец итоговой таблицы? Думаю, что всему виной ряд технических ошибок, допущенных автором. Это и неумелая фразировка (например, всю первую строфу занимает длинное деепричастное предложение, которое смотрелось бы тяжёлым даже в прозе, не говоря уж о поэтической конструкции), и опять-таки неудачные инверсии (строка «Грудь широкая чья не для золота»), и те же самые слабые, размагниченные рифмы (воины – Родины, рядом мы – богатыри). И, конечно, очень опустили планку текста бесконечные шатания размера – практически нет ни одной повторяющейся в плане ритма и размера строфы, все они составлены как придётся, настолько, что невозможно даже определить какой-то единый ритмический рисунок. Автору просто ещё нужно учиться работать с формой, без владения которой невозможно в полном объёме, глубоко и выпукло выражать свои мысли и чувства, отображать свой замысел.
И мне хочется ещё раз поблагодарить всех авторов за участие в таком непростом конкурсе, а также поздравить мужчин с Днём защитников Отечества, а прекрасную половину наших участников – с Женским праздником 8 Марта и пожелать всем независимо от пола, возраста и занятых мест счастья, творческого горения и, конечно же, мира!
И – двигаемся дальше, ибо дорогу осилит идущий!
Ваша Валерия Салтанова.
Дорогие друзья!
Поэтический конкурс «Несокрушимые», проведённый на сайте «Литпоэтон-конкурс», стал, на мой взгляд, не просто состязанием поэтических талантов, но подлинным путешествием в глубины человеческой души. Тема мужества и отваги, служения и верности, чести и совести, предложенная организаторами, нашла своё воплощение в работах участников с удивительной глубиной и высоким художественным мастерством.
Стихи, представленные на конкурс, стали не просто словами, а живыми свидетельствами того, как тонко и глубоко можно говорить о вечном. Участники не просто писали про отвагу и честь — они искали ответы на вопросы, которые, кажется, не имеют окончательного решения. Что движет человеком, когда он идет на подвиг? Что значит быть верным не только долгу, но и себе? Где та грань, за которой страх отступает перед силой духа?
Через строки этих произведений проступали образы тех, кто стоял и стоит на защите земли, которую мы называем домом. Это не просто литературные герои или исторические фигуры — это символы, воплощение того, что делает человека человеком: способность жертвовать, любить, верить. Авторы размышляли о природе подвига, о том, что в каждом из нас живет частичка того же мужества, той же готовности отдать себя ради чего-то большего.
Я бы хотел отметить не только мастерство многих участников, но и их умение говорить о сложном просто, без пафоса, но с искренностью, которая трогает до глубины души. Отдельные стихотворения стали просто маленькой философской притчей, заставляющей задуматься о том, что значит быть верным, что значит быть сильным, что значит — быть.
Конкурс «Несокрушимые» завершился, но его главный итог — это не список победителей, а то чувство, которое осталось у всех, кто прикоснулся к этим строкам. Чувство, что где-то в глубине каждого из нас живет та самая несокрушимость — не как сила мышц, а как сила духа, как способность любить, верить и идти вперед, несмотря ни на что.
Этот конкурс стал напоминанием о том, что поэзия — не просто искусство, но способ говорить о самом сокровенном. О том, что делает нас людьми. О том, что, даже когда мир вокруг кажется хрупким и ненадёжным, внутри нас всегда живёт нечто несокрушимое, то, что невозможно сломить.
Удачи вам в новых конкурсах!
Лев Вьюжин
Сообщество сайтов
литературного альманаха «Гражданинъ»