Литературные конкурсы. Призы, обзоры, комментарии. Сайт альманаха "Гражданинъ"

Обзор конкурса «Наша семья» 

Дорогие друзья, с завершением очередного конкурса вас!

В такое суровое и напряжённое время, которое мы сейчас все переживаем, наверное, непросто отрешиться от трудных мыслей и писать о любви и семейных ценностях – но ведь это основа нашего общества, без этих базовых нравственных категорий и понимания ключевого значения семьи в жизни страны как единого организма мы рассыплемся, будто веник, на прутья. А этого только и ждут наши враги, что спят и видят Россию ослабленной и раздробленной на части!

И потому я очень всем благодарна за такие глубокие, такие разные, такие тематически богатые стихи, которые вы представили на это поэтическое соревнование.

Для всех членов жюри и работа, и выбор были весьма непростыми – ведь почти все стихотворения лонга могли бы претендовать на высокую оценку. Да это видно и по таблице, где нет ни одного стихотворения, оценённого ниже восьми баллов. Что ж, действительно впечатляющий результат!

Сегодня в стане победителей – новые имена, и это не может не радовать. Хотя и триумфаторы наших прежних конкурсов ничуть не сплоховали и выдали и качество, и уровень, и высокий эмоциональный градус.

Но обо всём по порядку.

Татьяна Лев со стихотворением «Семья» вышла в абсолютные лидеры. А интересно разобраться, почему именно это стихотворение в ряду других не менее ярких и сильных произведений лонга единодушно поставлено на первую позицию, правда? Мне кажется, здесь большое значение имеет не только мастерство исполнения, которое, безусловно, высокое, но и та православно-антропологическая параллель, которая отсылает к божественному происхождению человека и, как следствие, любви. На наших глазах рождается та самая ячейка общества, в которой царят нежность, взаимопонимание, надежды на будущее. И изложено всё это не простым перечислением фактов или деталей, а в форме сказки, изящно собранной из отдельных мозаичных картинок, которые все вместе и составляют это понятие – «счастливая семья». Та самая модель мира, о которой мы все так или иначе мечтаем. Но преподнесено всё это читателю не дидактично и совсем не навязчиво – а легко и волшебно.

«Русский щит» Тимофея Дьяконова – совершенно иная художественная концепция, иной подход к раскрытию темы. Здесь семья понимается как та непреложная ценность, за которую нужно биться на поле брани не щадя себя. Потому что воин в грозные времена – это щит и надёжный заслон от ворога для тех, ради кого и стоит жить: ради детей и любимых, ради домашнего тепла и негасимого огня родного очага. За это и умереть не страшно. К тому же именно русские из века в век призваны, да и вынуждены периодически защищать своё Отечество от внешних посягательств, именно за русскими и сегодня – работа над той победой, что принесёт освобождение многим народам и странам от гнёта однополярной мировой системы. И написано убедительно, яростно, мощно – потому и принимается всем сердцем, до мурашек.

Артём Цеков в своём «Семейном снимке» нашёл другую интонацию – сокровенную и затаённую мелодию печали от нахлынувших во время просмотра фотографий воспоминаний. Как важны для нас наши родовые корни, наши истоки, наши внутрисемейные ценности и традиции, родные, которые сделали нашу жизнь богаче и ярче! И стоит только взять в руки семейную фотографию, как пробуждаются в душе картины прошлого, счастливого, но, увы, неповторимого, ушедшего навсегда… Однако оно запечатлено на этом листке бумаге и всякий раз согревает сердце, напоминает, кому мы обязаны своим настоящим, своим будущим… Простой язык, всего несколько штрихов – а послевкусие от прочтения остаётся надолго. И очень удачна здесь укороченная четвёртая строка – она словно останавливает внимание читателя на каждой фразе, создаёт паузу, даёт возможность осмыслить прочитанное, прочувствовать сказанное.

«Счастье» автора Zlatovlaska сюжетно очень похоже на предыдущее произведение. Здесь тоже идёт речь о прошлом, о преемственности поколений, о мудрости, передающейся от бабушки к матери, а потом и к внучке. Стихотворение пронзительное несмотря на художественный минимализм и заканчивается на высокой ноте, даря читателю надежду и свет.

Оригинально и ярко написано стихотворение Валентины Паевской «Семья как нотный стан». Сравнение большой семьи с нотным станом, неожиданные образные параллели и тематические взаимодействия создают объёмное и красочное поэтическое полотно. Слог здесь звонкий, лёгкий, технически отточенный. А музыкальная метафора хорошо работает на читательское воображение.

«Клоун» Лидии Вдовченко уносит читателя в раздумья о профессиональных династиях – в таких структурах, как цирковые или спортивные семьи, существует строгая внутренняя иерархия и отношения, строящиеся на упорном и подчас изнурительном труде, вкус и любовь к которому прививается с самого раннего детства. Но результат этого труда – победа над собой, преодоление своих страхов и слабостей, зрительская любовь и лавры успеха. История о цирковом мальчике написана щемяще и очень мастерски – автору удалось создать развёрнутый и в то же время ёмкий, образный и искренний рассказ.

Повествование о поддержке и влиянии ранних переживаний человека на всю его последующую жизнь – в бесхитростном и тёплом стихотворении Николая Колчина «Семья». Главные точки опоры счастливой семьи – любовь, прощение и взаимная поддержка, создание крепкого тыла, надёжной защитной стены против всех жизненных невзгод, всех внешних угроз и преград. Доброе и светлое стихотворение построено на одном небольшом эпизоде из детства, оставившем благодарную память в герое на все его дальнейшие года, и согласным эхом отзывается в душе каждого читателя.

Весёлое и непосредственное стихотворение «Восемь «я» Виталины Дедковой погружает в суматоху добрых семейных отношений и взаимодействий не только между людьми, но и с братьями меньшими. Такие стихи хороши для чтения детям – именно до них лучше и быстрее всего достучаться с помощью нехитрых образов и чётких рифм. Правда, хорошо бы подтянуть рифму «иначе – нашей» – она окольцовывает стихотворение, повторяясь в начале и в финале, и тут надо помнить, что именно в стихах для детей приблизительные рифмы практически не работают.

Ещё один «Семейный альбом» – у Ольги Альтовской, которой удалось решить тему по-своему, очень пронзительно и по-настоящему душевно. Бередят душу такие образные и глубокие строки, как «Я держусь ещё за краешек земли», «Как собака, этой памяти верна», «Прошлой жизни заповедная страница». Разве что немного недодуман образ с бликами времени, которые почему «с улыбкой улетели» – автор, наверное, хотела сказать, что улыбки времени остались в прошлом, но получилось-то совсем по-другому…

Поразил образ древесного мостика, признанием в любви протянутого в сердце мироздания в стихотворении Екатерины Кашкадамовой «Провеснение». Уже само название сразу же настраивает читателя на ожидание чего-то необычного и, возможно, непредсказуемого. Слов мало, а смыслов и эмоций – более чем, а это в поэзии всегда создаёт необходимую высоту полёта. Зарождение маленькой счастливой, любящей семьи – что может быть прекрасней?..

Свои собственные художественные решения и у Марины Ермаковой в стихотворении «У костерка»: соединение гражданской и любовной лирики – тот замечательный стержень, который держит всё построение. Героиня не боится никаких трудностей, понимает, что любовь – это работа, это долгий путь, и бесстрашно готова идти по нему вместе со своей Родиной и со своей семьёй. Вот только лучше избегать путаницы времён глаголов и следить за их логической последовательностью – например, в третьей строфе сначала идёт «шепну», а потом «совершаю». Тут уж должна быть равнозначная пара – либо «шепну – совершу», либо «шепчу – совершаю». Я думаю, проще заменить на второй вариант. И ещё в слове «черпаю» правильно ставить ударение на первый слог. Если переставить слова местами, финальный образ заиграет всеми красками ещё ярче: «И черпаю здесь вдохновенье, / Неисчерпаемое «я».

«Святой закон» Софьи Герман – в единстве судеб связанных узами любви и брака мужчины и женщины. Написано страстно, динамично, но несколько размыто и по форме, и по смыслу. Такие расплывчатые выражения, как «вдоль грешности слепой», «даль прозрений», миражи, покрытые льдом, «ступени помыслов» и другие усложняют восприятие идеи и сюжета, затрудняют чтение. Неточность заметна и в построении фраз – например, ну как можно идти сквозь этажи? С этажа на этаж – да, от этажа к этажу – тоже, но сквозь?! Мне кажется, стих можно доработать.

В стихотворении моей однофамилицы и землячки Анжелики Салтановой «Дар» с невероятным теплом и нежностью говорится о любви героини к супругу. Доверие, радость общения и готовность быть опорой друг другу в трудные времена – вот на чём, по мнению автора, строятся прочные семейные связи! И главное – настоящая любовь есть подарок Всевышнего, в этом её величайшая ценность для человека. Правда, немного длинновато и подробно, на мой взгляд, расписано то, что становится понятным читателю уже в первой строфе. Если бы немного поджать стихотворение, убрав длинноты и эмоциональные повторы, оно бы от этого только выиграло.

«Простая тема» Артура Комличенко выливается в довольно-таки сложный разговор о долге и чести, совести и предназначении, о преодолении трудных для Отчизны времён. Есть время для любви, а есть время для битвы, считает автор. И для того чтобы жизнь была мирной и счастливой, её иногда приходится защищать и отстаивать с оружием в руках. К сожалению, несколько легкомысленный размер, выбранный автором для стихов такой силы (помните написанный аналогичным метром знаменитый «Мойдодыр» – «Одеяло убежало, улетела простыня»?), существенно снижает их значимость. Иногда размер может увести читателя в совершенно иное настроение, чем хотелось бы автору – как в данном случае и произошло с этим четырёхстопным хореем, уж слишком бодрым и разбитным для такой серьёзной темы. И об этом тоже нельзя забывать при написании стихов.

О большом жизненном пути в горе и в радости повествует стихотворение Веры Устенко «Колокола воспоминаний». Семья – это совместный труд, где ошибки и разочарования не ломают любящих, а наоборот делают их сильнее, проверяют на прочность их чувство, укрепляют все тылы. Здесь есть своеобразная внутренняя мелодика и интересная образность, но восприятию стихотворения частично мешает переусложнённое согласование и чрезмерный пафос подачи. Иногда это может сыграть злую шутку с автором и вызвать в читателе отторжение вместо приятия, поскольку грань между обнажённой искренностью и чрезмерной, преувеличенной эмоциональностью очень тонка.

Простое и доброе стихотворение Людмилы Мехед «Полвека вместе» задевает самые тонкие струны в читательском сердце. Да и как не откликнуться на рассказ о любви длиною в пятьдесят лет! Недостаток этого очень симпатичного стихотворения, пожалуй, только один – нехватка самобытных образов, слишком ожидаемые смысловые и сюжетные ходы, отсутствие ярко выраженной авторской индивидуальности. Немного бы уйти от таких шаблонных построений, как «от горя сжималась душа», «учил меня в лучшее верить», «прошли вместе много дорог» и т.д. – и стихотворение могло бы стать куда интереснее!

Пожалуй, та же претензия и к стихотворению «Наша семья – это правда» Сергея Лагутина. Ну, вроде, всё хорошо и правильно написано, и соглашаешься с каждым словом, каждой фразой, но… Позвольте, а что нового сообщает автор своему читателю этим произведением? Что семья – это крепость? А кто против? Что семья – это верность? И этого никто не станет опровергать. Однако от стихов читатель вправе ждать ещё чего-то, что заденет его за живое, заставит удивиться, посмотреть на знакомые вещи под иным углом зрения… Но, к сожалению, здесь нет новизны ни стилистической, ни семантической, ни композиционной. Не хватает буквально какой-то изюминки, оригинального хода или поворота сюжета, вывода или метафоры, чтобы стихи запомнились и уже не затерялись в сонме сотен подобных.

Ещё одна «Семья» автора igion – о поиске своего единственного, о том, как все мечтают обрести своё счастье, найти вторую половинку… Однако автор злоупотребляет таким приёмом, как анжамбеман – это перенос фразы со строки на строку, что не всегда хорошо сказывается на пластичности фразировки. Тут очень важно авторское мастерство, его чутьё, внутренний слух, владение звукописью и так далее – иначе при анжамбемане могут образоваться рваные строки с прерывистым дыханием, вроде этих: «и мир – не заключится. Прежде / всего порядок навести» или «тому, кто улыбнётся. Ищет / родную душу человек» и пр. Обилие вводных, туманности вроде «познаний лабиринтов нежных» и неудачный оксюморон «несуетливая чрезмерность»(?!!) не добавляют стихотворению ясности и, соответственно, баллов. А жаль.

Стихотворение Киры «Источник добра» напоминает о том, что когда простой смысл помещают в сложную форму, читатель может остаться в недоумении. Сама идея этого произведения лежит на поверхности, но скомканность мысли, недоговорённости и нечёткость формулировок не позволяют читателю должным образом эту идею увидеть. Приходится всё время расшифоровывать недопонятое, что не всегда заканчивается успехом. Скорее всего, внятности изложения помешал выбранный размер – при такой короткой строке всегда бывает непросто составить грамотные, точные и образные предложения – для этого требуется большое мастерство, владение стихосложением на уровне гораздо выше среднего. Возможно, именно этого здесь автору и не хватило. Как результат – обрыв мыслей, невнятность, недораскрытие сюжета.

А выполненное с большим нажимом и на высокой ноте стихотворение Дмитрия Горчакова «Единая семья», к сожалению, грешит обобщениями и статичностью, лишено образной выразительности и при этом слишком напыщенно и патетично. И, кстати, здесь тоже есть неудачный пример анжамбемана – строки «В годину тяжкую сыны / Семьи единой поднимались» перешибают одна другую, дыхания не хватает, и «Семьи единой поднимались» звучит как полная бессмыслица. Впрочем, как и строка «На бой и головы слагали». Эти переносы нужно сто раз перепроверять и смотреть, что получается построчно – ведь это стихи, а не проза, а значит, особая форма записи и построения, и смыслового деления на строки ещё никто не отменял.

А в целом, повторюсь, лонг очень сильный и интересный, все члены жюри получили большое удовольствие от чтения – и я с радостью поздравляю всех победителей, а также тех, чья победа ещё впереди!

С семейными ценностями мы разобрались основательно, и даже, мне кажется, удалось создать несколько образцов настоящей поэзии безо всяких скидок, поэтому можем двигаться дальше. А значит, наше путешествие по самым разнообразным тематическим конкурсам продолжается!

На сайте Литпоэтон-конкурс завершился поэтический конкурс под названием “Наша семья”, и я хочу поделиться с вами впечатлениями от этого мероприятия.

В конкурсе приняли участие замечательные, талантливые поэты, которые создали прекрасные произведения и подарили читателям незабываемые впечатления. Выбор победителя был как никогда труден. Практически каждое стихотворение, представленное на конкурсе, открывало перед нами что-то новое и дополняло наше представление о семье и отношениях внутри нее.

Особенно хочется отметить работы победителей — Татьяны Лев “Семья”, Тимофея Дьяконова “Русский щит” и Артема Цекова “Семейный снимок”. Эти стихотворения – разные по стилистике, мелодике, образной наполненности – объединяет, на мой взгляд, то, что в них очень точно изложена средствами поэтического языка авторская идея, авторская мысль.

Хочу отметить, что все представленные на конкурс работы имеют хороший литературный уровень. Каждый автор смог передать свои мысли и эмоции с помощью художественных средств, создавая яркие и запоминающиеся рисунки. Интересные метафоры, оригинальные образы, глубокое проникновение в душевные проблемы — это лишь малая часть того, что было представлено на конкурсе “Наша семья”.

Хочу выразить слова благодарности всем участникам конкурса, которые смогли принять участие и поделиться своим талантом и эмоциями. Каждое стихотворение было уникальным и особенным, и каждый автор заслуживает отдельной похвалы и восхищения.

Отдельное спасибо организаторам конкурса, которые создали такую площадку для творчества и дали возможность каждому поэту проявить свой талант. Вы сумели собрать яркие литературные работы в рамках темы “Наша семья”, и эти стихотворения станут прекрасным творческим подарком для всех, кому дорога идея традиционных семейных ценностей и взаимоотношений.

Будем ждать новых конкурсов и надеяться, что они будут не менее вдохновляющими и эмоциональными.

Комментарии

Подписаться
Уведомить о
7 коммент.
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля